Профилактика и лечение нарушения осанки и сколиоза у детей а.и. перепелкин. Презентация для учителей начальных классов "Гигиена позвоночника. Сколиоз" Лечение сколиоза презентация






Функциональные нарушения осанки являются одним из самых распространенных отклонений в скелетно-мышечной системе у современных детей младшего школьного возраста .


Факторы, негативно влияющих на формирование правильной осанки у детей 72,3% детей не выполняют утреннюю гимнастику Подавляющее большинство (72,0%) младших школьников составляют дети, пребывание которых на свежем воздухе длится менее 2,5 часов. 57,3% детей затрачивают на приготовление домашнего задания более 2,5-3,0 часов. При этом они находятся в положении сидя в «удобной» для ребёнка позе. Установлено, что 62,7% детей спят на мягкой кровати с большой подушкой. Не подходит мебель по росту детям в 67,4% случаев. Не подходит мебель по росту детям в 67,4% случаев. 47,1% детей нося ранцы на плечах. 65% детей не соблюдают при чтении литературы не соблюдая правильную позу.


Организация рационального режима дня У детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня нагрузки статического характера преобладают над двигательной активностью. Длительное сидение за партой приводит к хроническому утомлению мышц позвоночника, что, в начале вызывает обратимое, а затем и стойкое (фиксированное) нарушение, характеризующееся неправильным соотношением пропорций костно-мышечного скелета. Поэтому существенное значение для детей данного возраста приобретают организация рационального режима дня (чередование статической и динамической работы), организация правильной рабочей позы во время занятий, что позволит улучшить не только осанку, но и физическое развитие, и, следовательно, повысить уровень двигательных способностей.


Признаки нормальной осанки Нормальная осанка непринужденно стоящего человека характеризуется следующими признаками: Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; Тазобедренные и коленные суставы разогнуты; Изгибы позвоночника (шейный, грудной и поясничный) умеренно выражены; Плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются; Грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая; Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый. Угол наклона таза не более 31 гр.


Типы осанки А - нормальная осанка; Б - сутулая спина (поясничный лордоз и наклон таза уменьшены); В - плоская спина, физиологические изгибы не выражены, сглажен поясничный лордоз, резко уменьшен наклон таза; Г - плосковогнутая спина, физиологические изгибы сглажены, за исключением поясничного лордоза; Д - круглая спина, физиологические изгибы компенсаторно увеличены, наклон таза нормальный. А Б ВГД




"Сколиоз - старый крест ортопедии" Biesalski "Трудно смириться с тем, что это уродство может появиться у совершенно здорового ребёнка и что у нас нет почти никакого представления об этиологии этого заболевания". J.James.


В последнее десятилетие в России отмечена тенденция к увеличению больных сколиозом, распространенность которого у детей составляет от 3,4 до 15% [Казьмин А.И., Кон И.И., 1981, Никитин Г.Д., 1998]. Прогрессирование до тяжелых степеней по данным разных авторов встречается в % случаев. Причины прогрессирования: ухудшение экологии, недостаточная диспансеризация, неадекватное консервативное лечение.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТЕПЕНИ ДЕФОРМАЦИИ ПО В.Д. ЧАКЛИНУ I степень сколиоза едва уловимое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, видимое в вертикальном положении больного и не исчезающее полностью в горизонтальном положении. Характерна асимметрия мышц на уровне первичной дуги, которая более заметна в положении наклона больного, а в поясничном отделе образует мышечный валик. Легкая нестойкая асимметрия надплечий и лопаток при грудной локализации дуги и асимметрия линии и треугольников талии при поясничном искривлении. На рентгенограмме, сделанной в положении лежа (в противоположность «нефизиологической осанке»), намечаются признаки торсии, совпадающей с направлением клинически определяемой дуги. Угол сколиотической дуги, измеренный методом Кобба, в пределах 5-10°. 1 ст 11ст 111 ст 1Vcт


КЛАССИФИКАЦИЯ СТЕПЕНИ ДЕФОРМАЦИИ ПО В.Д. ЧАКЛИНУ II степень сколиоза боковое искривление позвоночника отчетливо заметно, намечается реберный горб, деформация частично фиксирована и полностью не исправляется. На рентгенограмме имеются признаки структурального сколиоза в виде ясно выраженной торсии и иногда клиновидной деформации позвонков на вершине первичной дуги сколиоза. Угол искривления, определяемый по рентгенограмме, сделанной в положении лежа, составляет 1130°. Намечаются ранние признаки компенсаторной дуги.




III степень сколиоза Сопровождается большей или меньшей степенью отклонения корпуса в сторону основной дуги, сколиотическая деформация позвоночника фиксированна и коррекции поддается незначительно. Реберный горб высотой (в аксиальной проекции) до 3 см. У больных с III степенью сколиоза уже клинически выявляется сердечно-сосудистая недостаточность, проявляющаяся учащением пульса и дыхания при малейшем увеличении нагрузки (приседание, бег, подъем по лестнице). Угол искривления от 31 до 60°.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТЕПЕНИ ДЕФОРМАЦИИ ПО В.Д. ЧАКЛИНУ IV степень сколиоза характеризуется резко выраженным фиксированным кифосколиозом со значительным отклонением корпуса в сторону, опущением реберных дуг до соприкосновения с гребнями подвздошных костей и даже погружением их в полость таза. Компенсаторные дуги и выраженный поясничный лордоз носят фиксированный характер. Больные отмечают иногда боль в позвоночнике. Заметно выражены нарушения со стороны сердца и легких, которые, уже необратимы. Угол искривления 6190°. 1 ст 11ст 111 ст 1Vcт


Обследование больного Исследование больного идиопатическим сколиозом должно иметь прямое отношение к установлению прогноза. Наиболее важным прогностическим фактором является локализация первичной дуги искривления. Чем выше расположена в позвоночнике первичная дуга искривления, тем хуже прогноз. Самым неблагоприятным является грудной сколиоз: у каждой четвертой девушки, страдающей грудным сколиозом, искривление позвоночника превышает 100° и только одна треть таких больных заканчивает рост с деформацией менее 70° (James, 1967). Сколиоз грудного отдела, начинающийся в детском возрасте, почти всегда превышает 70°.


Обследование больного Клиническая диагностика. Традиционно визуальная диагностика сколиоза основывается на отклонении линии остистых отростков от среднего положения и смещении анатомических структур относительно срединной линии туловища. В положении стоя, с выпрямленными ногами выявляют асимметрию надплечий, лопаток, поясничных треугольников, ягодичной складки, перекос таза. Мобильность деформации определяют по изменению формы линии остистых отростков при наклоне туловища во фронтальной плоскости (bending test): при мобильных деформациях наклон в сторону вершины деформации сопровождается ее выпрямлением, при ригидных – линия не меняет своей формы.


Обследование больного При наличии бокового искривления позвоночника больному предлагают наклониться кпереди. Если осанка нарушена (осаночный сколиоз), то при наклоне кпереди боковое искривление позвоночника выпрямляется, признаки стойкого ротационного смещения отсутствуют. При структурном сколиозе боковое искривление позвоночника при наклоне кпереди остается стойким и, что важнее всего, появляются признаки фиксированной ротации позвоночника. Больной медленно наклоняет голову, затем сгибает шею, грудной и поясничный отделы позвоночника, стараясь достать пол пальцами рук. Врач, сидя позади больного, наблюдает при наличии структурного сколиоза появление шейного валика, или реберного горба, или, наконец, поясничного валика. Появление валика (шейного, поясничного) или горба, указывающее на уровень фиксированного ротационного смещения позвоночника (торсии), является главным клиническим признаком структурного сколиоза.


Рентгенографическое исследование Для точной диагностики сколиоза выполняются рентгеновские снимки позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа. На рентгенограмме определяют локализацию искривления, рассчитывают величину искривления по методу Фергюссона или Кобба, уточняют рентгеноморфологические изменения позвонков. По Фергюссону отмечают центр тела позвонков на вершине искривления и центр нейтральных позвонков выше и ниже дуги искривления. Эти точки соединяют прямыми линиями, угол пересечения которых соответствует величине искривления. По методу Кобба на рентгенограмме проводят линии, параллельные верхней и нижней поверхностям нейтральных позвонков выше и ниже дуги искривления. Пересечение перпендикуляров этих линий образует угол, равный величине искривления. Метод Фергюссона Метод Кобба


Рентгенографическое исследование В горизонтальной плоскости деформация позвоночного столба представляет собой ротацию позвонков вокруг вертикальной оси и является основным компонентом механогенеза идиопатического сколиоза. Наиболее ярким рентгенографическим проявлением ротации является изменение расположения теней корней дужек вершинного позвонка на фасной спондилограмме. В норме, при отсутствии ротации, эти тени расположены симметрично относительно средней линии тела позвонка и его боковых краеобразующих Ротация 1 степени Ротация 11 степени Ротация 111 степени Ротация 1V степени


Рентгенографическое исследование Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Рентгенологическое исследование позволяет определить потенциальные возможности роста позвоночника по степени окостенения гребней подвздошных костей – тесты Риссера. По Риссеру, гребень подвздошной кости делят на 4 части, и стадийность процесса выглядит следующим образом: Риссер-0 – отсутствие тени эпифиза; Риссер-1 –оссификация в пределах 25% гребня; Риссер-II –оссификация в пределах 50% гребня; Риссер-III –оссификация в пределах 75% гребня; Риссер-1V –полная оссификация гребня; Риссер-V –слияние эпифиза и тела подвздошной кости Схема развития эпифиза гребня подвздошной кости


Таблица Вероятность прогрессирования сколиоза в зависимости от величины деформации и показателей теста Риссера (J.E.Lonstein, J.M.Carlson., 1984) Показатели теста Риссера Величина сколиотической дуги


Магнитно-резонансная томография МРТ – метод, позволяющий изучать не только костные, но и мягкотканые структуры, что применительно к позвоночнику позволяет оценивать состояние межпозвонковых дисков и содержимого позвоночного канала. МРТ – обязательный метод в специализированной вертебрологической клинике, поскольку при идиопатических сколиозах, особенно запущенных, важно знать положение дурального мешка относительно стенок позвоночного канала на вершине деформации. ЯМР-томография: определение положения дурального мешка в позвоночном канале во фронтальной и горизонтальной плоскостях при идиопатическом сколиозе


Компьютерно-оптическое исследование В Новосибирском Республиканском центре патологии позвоночника в 1994 г. был разработан метод компьютерной оптической топографии, основанный на проецировании полос и пространственном детектировании фазы, и создана первая отечественная оптико- электронная топографическая система – ТОДП.


Формирование правильной осанки Ученик должен сидеть на жестком стуле с прямой спинкой. Стул подвигается под стол на четвертую часть сиденья. Регулировать положение стоп на полу за счет подставки. Посадка на стуле должна быть глубокой с выпрямленной спиной и головой, симметричным положением плеч и локтями, расположенными на столе. Через каждые минут при выполнении уроков рекомендуется проводить физкультурную паузу со сменой положения (стоя или лежа). Выполнение этих требований создает оптимальные условия для работы позных мышц. В школе дети с нарушениями осанки и сколиозами должны сидеть только в среднем ряду, а здоровые -периодически пересаживаться из одного бокового ряда в другой.


Воспитание правильной осанки Закрепление навыков правильной осанки, посредством гимнастических упражнений обязательное условие во время занятий различными формами физической культуры и спорта. Воспитание правильной осанки педагогическими методами осуществляется через мысленное и зрительное представление о ней. Мысленное представление формируется со слов специалиста по лечебной физкультуре (или родителя) как идеальная схема расположения тела в пространстве (положение головы, надплечий, грудной клетки, живота, таза, ног) и как зрительного образа (рисунки, фотографии). Учить детей принимать правильную осан­ку и исправлять замеченные дефекты можно при помощи зеркала. Контроль над осанкой требует значительных волевых усилий, к реализации которых дети младшего школьного возраста не готовы. Большая роль в этом процессе принадлежит родителям в плане терпения и педагогического такта.


Воспитание правильной осанки Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки 1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки 2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.


Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются. при всех видах нарушений осанки. Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета.


Физиотерапевтическое лечение при нарушении осанки и сколиозе Основные эффекты физиотерапии: усиление крово- и лимфообращения; электростимулирующая и расслабляющая терапия; ускорение ферментативных реакций; нервно-рефлекторное воздействие; действие, способствующее восстановлению анатомо- физиологических соотношений.


Физиотерапевтическое лечение при нарушении осанки и сколиозе аппликации парафина (озокерита, пакетированной грязи детям старше 3 лет) на воротниковую зону и грудной отдел позвоночника. Время воздействия мин., процедур, ежедневно; Импульсные токи: сложномодулированные токи («Амплипульс», интерференционные токи «Интердин»)


Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.


Схема дифференцированного массажа при сколиотической болезни степени А - вид сзади; 1 - расслабление и растягивание верхней порции трапециевидной мышцы; 2 - укрепление длинных мышц в грудной области, реберного выступа и снижение его высоты ритмическим надавливанием на ребра; 3 - расслабление и растягивание запавших мышц в области поясничной вогнутости; 4 - оттягивание крыла подвздошной кости; 5 - укрепление мышечного валика, снижение его высоты и формирование талии; 6 -расслабление и растягивание межреберных мышц и связок в области грудной вогнутости; 7 - оттягивание угла лопатки; 8 - укрепление мышц над лопаткой и верхней порции трапециевидной мышцы. Б вид спереди: 1 - укрепление мышц плечевого пояса; 2 - укрепление мышц в области переднего реберного горба и выравнивание его надав­ ливанием по направлению к сзади; 3 - укрепление мышц брюшного прес­са; 4 - выравнивание реберных дуг захватыванием их от позвоночника и направляя к спереди; 5 - расслабление грудных мышц и оттягивание плеча назад. АБ


Лечебное плавание Одним из основных элементов физической реабилитации при сколиотической болезни является лечебное плавание. Занятия в воде способствуют самокоррекции искривленного позвоночника, укреплению мышц туловища и увеличению ЖЕЛ. При лечебном плавании реализуется два основных момента лечения сколиотической деформации позвоночника: самовытяжение и укрепление мышц в условиях естественной разгрузки позвоноч­ ника. В качестве основного стиля при плавании рекомендуется использовать брасс с удлиненной паузой скольжения. При плавании брассом движения строго скоординированы с движениями грудной клетки, сокращениями диафрагмы и мышц брюшного пресса. При этом стиле плавания исключены ротационные движения позвоночника. Плавание целесообразно проводить в комплексе с другими лечебно-профилактическими мероприятиями: корригирующая гимнастика, массаж, физиотерапевтическое лечение. При плавании рекомендуется выполнять движения, которые способствуют коррекции искривления в позвоночнике. Например, использовать плавание с большой паузой между движениями и скольжением по воде.


Санаторно-курортное лечение Целенаправленное применение этого лечения приводит к благоприятным изменениям в течение патологического процесса, улучшает общее состояние организма, нормализует деятельность жизненно важных органов и систем. Динамика репаративных процессов во время пребывания в санатории зависит от степени активизации адаптацион­ных возможностей, специфической и неспецифической реактив­ности растущего организма. Эффективность лечения и реабили­тации детей с заболеваниями позвоночника в санаториях обес­печивается комплексностью применения ортопедических методов, режимов двигательной деятельности, лечебной физкульту­ры, массажа, курортных факторов, физиотерапевтических процедур и учебно-воспитательной работы.


Санатории, специализирующиеся на лечении детей с нарушением осанки и сколиозом Нарушения осанки, сколиозы - основные показания для лечения в санаториях «ДиЛуч», Русь (Анапа). В санатории «ДиЛуч» разработана специальная программа санаторно- курортного лечения заболевания опорно-двигательного аппарата. Дети принимаются с 4-х летнего возраста. «ДиЛуч» Клинический санаторий Юбилейный (Евпатория) принимает на лечение детей и взрослых с нарушениями осанки, сколиозом 1 степени. В санаторий «Ейский» (расположенный на Ейской косе Таганрогского залива Азовского моря) на оздоровление принимаются дети вместе с взрослыми, дети старше 7-ми лет принимаются организованными группами с руководителем на каждые 10 детей.


Ограничение определенных видов физической деятельности у детей со сколиозом Необходимо ограничить определенную двигательную деятельность, а также исключить висы, упражнения на гибкость. Больным детям запрещается заниматься видами спорта, которые увеличивают статическую нагрузку на позвоночник (тяжелая атлетика, дальний туризм с ношением тяжелых вещевых мешков, прыжки в высоту, длину и т.д.) и способствуют "разбалтыванию" позвоночника (акробатика, спортивная и художественная гимнастика и т.д.).


Отрицательное воздействие мануальной терапии на течение сколиоза Отрицательную реакцию у отечественных (И.И. Кон, А.И. Казьмин, Ю.И. Поздникин) и зарубежных ортопедов (Bunnell, Branthwaite, Ascani) вызывает использование мануальной терапии (остеопатии) при лечении сколиотической болезни у детей и подростков. По их мнению, после её применения возрастает нестабильность позвоночника и временный положительный косметический эффект после манипуляций, за счет растяжения соединительно- тканных структур, сменяется бурным прогрессированием сколиотической деформации позвоночника в период роста. Необходимо подчеркнуть, что в отделении патологии позвоночника НИДОИ им. Г.И. Турнера приемы мануальной терапии и активного вытяжения позвоночника применяются только в период подготовки к оперативной коррекции деформации позвоночника.


Положительное влияние мануальной терапии на течение сколиоза Вместе с тем в литературе описаны попытки применения мануальной терапии при диспластическом сколиозе у детей и подростков (Л.Г. Зальцман, А.И. Бобырь, Schultz, Danbert). В них указывается возможность купирования методом мануальной терапии такого частого осложнения сколиотической болезни, как вертеброгенный болевой синдром, с последующим замедлением прогрессирования деформации на фоне терапии, стабилизирующей позвоночник. Отмечается улучшение межпозвонкоых взаимоотношений и устранение мышечного дисбаланса. Указывается на возможность посредством приёмов мануальной терапии устранять тазовые дисфункции, торсию плечевого пояса по отношению к тазу.


Хирургическое лечение сколиоза Несмотря на развитие медицинской науки и техники, в лечении рассматриваемого заболевания остается много нерешенных задач. Эволюция хирургического лечения шла от применения заднего спондилодеза до комбинированных вмешательств на вентральных и дорсальных отделах с использованием современных инструментариев. Было предложено множество различных конструкций.


Показания к хирургическому лечению сколиозов. интенсивное прогрессирование искривления позвоночника у больных с деформацией менее °, имеющих клинические и рентгенологические признаки сохраняющейся большой потенции роста; наличие или появление признаков миело- или радикулопатии в виде преходящих неврологических расстройств и болевого синдрома.


Основные требования, предъявляемые вертебрологами к погружным конструкциям для коррекции сколиоза Стабильность конструкции; Простота коррекции; Безопасность применения; Многоуровневая фиксация корригированного позвоночника; Осуществление деротирующего эффекта


Метод лечения сколиоза двухпластинчатым эндокорректором В детском ортопедическом отделении ГУЗ ВОКБ 1 метод лечения сколиоза с использованием двухпластинчатого эндокорректора с многоуровневой фиксацией используется с 2005 года. За это время пролечено 15 человек с хорошими клиническими результатами. Все дети были с V степенью сколиоза в возрасте от 14 до 19 лет.


Метод лечения сколиоза двухпластинчатым эндокорректором Рентгенограмма больной С., 18 лет до операции, угол деформации стоя Рентгенограмма и вид больной С., 18 лет через 3 месяца после операции установки пластинчатого эндокорректора, угол деформации 28 0.


Метод лечения сколиоза двухпластинчатым эндокорректором Больная Т, 17 лет, Ds: идиопатический левосторонний грудопоясничный сколиоз 1V степени, рентгенограмма до операции. Имеется угловая деформация на протяжении от ThV1 до L5, отклонение позвонков влево с вершиной деформации на уровне L2, угол деформации лежа Больная Т, 17 лет, Ds:идиопатический левосторонний грудопоясничный сколиоз 1V степени, рентгенограмма и внешний вид после операции. 47 В нашем докладе мы остановились лишь на некоторых аспектах проблемы профилактики, диагностики, лечения нарушения осанки и идиопатических сколиозов у детей. На наш взгляд, проблема давно вышла за рамки традиционной ортопедии - начиная с ранних проявлений деформации, в лечебном процессе должны принимать активное участие неврологи, реабилитологи, ортезисты. Однако, динамическое наблюдение и определение тактики лечения, выбор метода операции и ее осуществление полностью являются прерогативой вертебролога.

Презентация на тему "Сколиоз" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о причинах нарушения осанки, а также рекомендации для сохранения правильной осанки и лечения сколиоза.

Фрагменты из презентации

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается увеличения количества школьников с нарушением осанки. Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу.

Цель урока

Обратить внимание учащихся, родителей и учителей на проблему сохранения правильной осанки учащихся и поиск путей решения данной проблемы

Что мы узнали о сколиозе

  • Сколиоз – искривление позвоночного столба. При этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.
  • Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.

Причины нарушения осанки в школьном возрасте:

  • Неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом.
  • Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев.
  • Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок.
  • Дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении.
  • Дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом.
  • Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.) А витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.
  • Не носите лишнего в ранцах;
  • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные учебники;
  • Не забывайте всегда держать спину ровно.

Можно ли вылечить сколиоз?

  • Лечение проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития.
  • Способы лечения: гимнастика, массаж, ношение корсета.
  • Рекомендуется занятия спортом (плаванием), солнечные ванны, прогулки, богатое витаминами питание.
  • Спать нужно на твёрдом матраце.
  • Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы;
  • Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 500 граммов;
  • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы;
  • Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
  • Расскажите детям сказку о злом сколиозе и напоминайте о необходимости следить за своей осанкой.

Сказка о Сколиозе

В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех.

Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.

Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха.

И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызжет на них своё зелье.

Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой.

Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?

  • Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
  • Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе и один – дома);
  • при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
  • организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
  • организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Выполнил:
Студент 4 курса лечебного факультета 35 группы –
Фан Девид Викторович
Москва 2016

Лечебная физическая культура при сколиотической болезни

Сколиоз – «старый крест ортопедии» "Трудно смириться с тем, что это уродство может появиться у совершенно здорового ребёнка и что у нас нет

Сколиоз – «старый крест ортопедии»
"Трудно смириться с тем, что это уродство может
появиться у совершенно здорового ребёнка и
что у нас нет почти никакого представления об
этиологии этого заболевания".

Понятие сколиотической болезни

СКОЛИОЗ (от греческого scolios –
«изогнутый, кривой») представляет собой
прогрессирующее заболевание,
характеризующееся боковым искривлением
позвоночника и скручиванием позвонков
вокруг своей оси (торсией).
При этом нарушаются функции органов
грудной клетки, появляются косметические
дефекты и психологические травмы
Поэтому обоснованно говорить не просто о
сколиозе, а о сколиотической болезни.

СКОЛИОТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПОЗВОНКОВ

СКОЛИОТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ
ПОЗВОНКОВ развивается
по
определенным законам и
проходит следующие этапы:
торсия боковое искривление
элементы кифоза,
деформация грудной клетки и
т.д.
Знание этих законов дает
возможность прогнозировать
течение болезни.
Клинически сколиотическая
деформация проявляется
рёберным выбуханием.

Классификация сколиоза

По форме искривления:
С-образный сколиоз
(с одной дугой искривления)
S-образный сколиоз
(с двумя дугами искривления)
Е-образный сколиоз
(с тремя дугами искривления)

Классификация сколиоза

По локализации искривления (типы сколиоза):
шейно-грудной сколиоз (вершина искривления на уровне
ThЗ - Th4), Этот тип сколиоза сопровождается ранними
деформациями в области грудной клетки, изменениями
лицевого скелета.
грудной сколиоз (вершина искривления на уровне Th8 Th9), Искривления бывают право- и левосторонние.
Наиболее распространенный тип сколиоза
грудопоясничньй сколиоз (вершина искривления на уровне
Th11 - Th12).
поясничный сколиоз (вершина искривления на уровне L1 L2), Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако
рано возникают боли в области деформации.
пояснично-крестцовый сколиоз (вершина искривления на
уровне L5 - S1).
Комбинированный, или S-образный сколиоз.
Комбинированный сколиоз характеризуется двумя
первичными дугами искривления - на уровне восьмогодевятого грудных и первого-второго поясничных позвонков.

Классификация сколиоза

По клиническому течению:
непрогрессирующий сколиоз,
прогрессирующий сколиоз.

ТИПЫ СКОЛИОЗА

По форме искривления сколиозы
делятся на:
простые сколиозы (одна дуга
искривления позвоночника в одну
сторону)
сложные сколиозы (две и более дуг в
нескольких направлениях)

Консервативное лечение сколиоза

Комплексное включает:
1. массаж,
2. иглоукалывание
3. лечебную гимнастику,
4. использования корсетов.
Ведущим методом консервативного лечения сколиоза
позвоночника является лечебная физкультура.
Упражнения, направленные на укрепление
мускулатуры, позволяют добиться формирования
мышечного корсета.
Лечебная физкультура показана на всех этапах
развития сколиоза, но более успешные результаты
достигаются на кровообращение мышечной ткани,
вследствие чего улучшается их питание и мышцы
развиваются более интенсивно.

МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ И ЛФК ПРИ СКОЛИОЗЕ

Основная цель комплексного консервативного
лечения сколиоза – не допускать его
прогрессирования и по мере возможности
добиться коррекции деформации.
Консервативные методы лечения включают в себя:
1) общеукрепляющее лечение; 2) ЛФК и массаж;
3) методы вытяжения; 4) ортопедическое лечение.
В основе ортопедического лечения должен быть,
во-первых, режим разгрузки позвоночника. Он
включает в себя сон на жесткой кровати, дневной
отдых лежа, а в сложных случаях – обучение лежа
в специализированных школах-интернатах или
санаториях, гипсовые кровати на время сна,
корсеты для ходьбы.

Показания к назначению ЛФК

Занятия
ЛФК направлены в первую
очередь на формирование
рационального мышечного корсета,
удерживающего позвоночный столб в
положении максимальной коррекции и
препятствующего прогрессированию
сколиотической болезни.
ЛФК показана на всех этапах развития
сколиоза; наиболее эффективно ее
использование в начальных стадиях
болезни.

Противопоказания

Бег, прыжки, подскоки, соскоки – любые
сотрясения туловища
Выполнение упражнений в положении
сидя
Упражнения скручивающие туловище
(кроме деторсионных)
Упражнения с большой амплитудой
движений туловищем (увеличивающие
гибкость)
Висы (перерастягивающие позвоночник
- чистые висы)

Задачи ЛФК

Улучшение общего состояния и создание «психического
стимула» для дальнейшего лечения
Закаливание
Улучшение дыхательной функции лёгких и увеличение
экскурсии грудной клетки, повысив тем самым газообмен
и обменные процессы в организме
Постановка правильного дыхания
Укрепление сердечно-сосудистой системы
Укрепление мышечной системы, создание мышечного
корсета
Постановка правильной осанки
Улучшение координации движений
Возможная коррекция деформации
Эти задачи решаются за счет ЛФК, плавания,
адаптивной физической культуры, т.е. комплексно.
Ведущая роль принадлежит ЛФК.

Принципы ЛФК при сколиозе

Применять ЛФК только лишь в комплексе с ортопедическим лечением
Дозировать нагрузку при выполнении упражнений под контролем
проб на силу и выносливость мышц, с учетом состояния сердечнососудистой системы
Выполнять упражнения в медленном темпе с хорошим напряжением
мышц
Избегать висов и пассивных вытяжений. Допустимо только
самовытяжение в исходном положении лежа
Исключить упражнения, мобилизующие позвоночник,
увеличивающие его гибкость. Они рекомендуются лишь при
подготовке к оперативному лечению
Не применять упражнения, вращающие туловище вокруг продольной
оси позвоночника
Коррекция деформации выполняется за счет использования
специальных корригирующих упражнений
Исходные положения коррекции подбираются в зависимости от типа
и степени сколиоза: при 1 степени сколиоза исходное положение
коррекции – симметричное; при 2 степени - рука со стороны
выпуклости дуги позвоночника в сторону. Цель ассиметричного
исходного положения – приблизить центр массы позвоночника к
среднеосевой линии и в этом положении тренировать мышцы.

МЕТОДИКА ЛФК

На занятиях ЛФК целесообразно основную часть их проводить в
исходном положении лежа. Наиболее целесообразен поточный метод
построения занятий, при котором возрастает их плотность.
При выполнении ЛГ проводится общая и специальная тренировка.
Путём общей тренировки весь организм ребенка постепенно
включается в равномерную нагрузку. Общая тренировка является
лишь вступлением к специальной тренировке. При этом учитываются
оси движения.
Комплекс упражнений, назначенный врачом ЛФК, контролируется
ортопедом и периодически заменяется на новый комплекс. Следует
учитывать эмоциональный фактор, особенно для малолетних детей,
которым быстро надоедают однообразные движения. Поэтому в
комплекс упражнений необходимо включать игровые упражнения,
всем детям и подросткам периодически менять упражнения, сохраняя
их лечебную направленность.
Детям и подросткам с не прогрессирующими сколиозами необходимо
назначать упражнения с нагрузкой (гантели, пружинные
приспособления), а также спортивную нагрузку без тренировки
спортивных показателей.
ЛГ применяется при любой степени искривления. Методика ЛГ
меняется в зависимости от этапа лечения и поставленных задач.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СКОЛИОЗЕ

Специальными упражнениями являются упражнения,
направленные на коррекцию патологической
деформации позвоночника – корригирующие
упражнения
Они могут быть симметричными, ассиметричными и
деторсионными
При составлении комплекса при сколиозе следует
учитывать характер сколиотической деформации,
создающей грубую ассиметрию всех частей и отделов
человеческого тела
Поэтому корригирующие упражнения при сколиозе
направлены на исправление этой асимметрии

СИММЕТРИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Неравномерная тренировка мышц спины при выполнении
симметричных упражнений способствует укреплению
ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и
уменьшению мышечных контрактур на стороне
вогнутости, что приводит к нормализации мышечной тяги
позвоночного столба
Симметричные упражнения не нарушают возникших
компенсаторных приспособлений и не приводят к развитию
противоискривлений
Важным преимуществом этих упражнений является
простота их подбора и методика проведения, не требующая
учета сложных биомеханических условий работы
деформированного позвоночно-двигательного сегмента и
отдельных частей опорно-двигательного аппарата

АСИММЕТРИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью
уменьшения сколиотического искривления
Подбираются индивидуально, воздействуют на патологическую деформацию
локально и с большей вероятностью обеспечивают более равномерную
нагрузку
Тренируют ослабленные и растянутые мышцы, способствуют выравниванию
их тонуса

ДЕТОРСИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сколиоз – это сложная деформация, включающая
два основных компонента: боковое искривление и
торсию.
Торсия также состоит из двух частей.
Скручивание позвонка происходит в процессе
неправильного роста. Эта деформация не может
быть исправлена консервативными методами
лечения.
Второй частью торсии является вращение одного
сегмента позвоночника относительно другого.
Этот компонент в значительной степени является
функциональным и на него можно воздействовать
деторсионными упражнениями

ДЕТОРСИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выполняют следующие задачи:
вращение позвонков в сторону, противоположную
торсии
коррекция сколиоза выравниванием таза
растягивание сокращенных и укрепление
растянутых мышц в поясничном и грудном
отделах позвоночника
Разработку деторсионных упражнений проводят с
учётом того, что при правостороннем сколиозе
торсия совершается по часовой стрелке, а при
левостороннем – против часовой стрелки.

Формирование правильной осанки

Ученик должен сидеть на жестком
стуле с прямой спинкой. Стул
подвигается под стол на четвертую
часть сиденья. Регулировать
положение стоп на полу за счет
подставки. Посадка на стуле должна
быть глубокой с выпрямленной
спиной и головой, симметричным
положением плеч и локтями,
расположенными на столе. Через
каждые 15-20 минут при
выполнении уроков рекомендуется
проводить физкультурную паузу со
сменой положения (стоя или лежа).
В школе дети с нарушениями осанки
и сколиозами должны сидеть только
в среднем ряду, а здоровые
-периодически пересаживаться из
одного бокового ряда в другой.

Воспитание правильной осанки

Закрепление навыков правильной осанки,
посредством гимнастических упражнений
обязательное условие во время занятий
различными формами физической культуры и
спорта. Воспитание правильной осанки
педагогическими методами осуществляется
через мысленное и зрительное представление о
ней. Мысленное представление формируется со
слов специалиста по лечебной физкультуре (или
родителя) как идеальная схема расположения
тела в пространстве (положение головы,
надплечий, грудной клетки, живота, таза, ног) и
как зрительного образа (рисунки, фотографии).
Учить детей принимать правильную осанку и
исправлять замеченные дефекты можно при
помощи зеркала.
Контроль над осанкой требует значительных
волевых усилий, к реализации которых дети
младшего школьного возраста не готовы.
Большая роль в этом процессе принадлежит
родителям в плане терпения и педагогического
такта.

Воспитание правильной осанки

Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно
на противоположной от зеркала стороне. Это
позволяет ребенку, встав к стене, принять
правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения:
затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы,
пятки; ощутить правильное положение
собственного тела в пространстве, вырабатывая
проприоцептивное мышечное чувство, которое при
постоянном повторении передается и закрепляется в
ЦНС - за счет импульсов, поступающих с
рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной
осанки закрепляется не только в статическом
(исходном) положении, но и при ходьбе, при
выполнении упражнений.

Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются. при всех видах нарушений
осанки.
Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию
имеющегося нарушения осанки. К специальным упражнениям при нарушениях
осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности
бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней
поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).
На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие,
дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и
самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета.ЛГ сочетают с массажем мышц и ношением
корсета, фиксирующего позвоночник. В занятия
ЛГ включают общеразвивающие, дыхательные и
специальные упражнения, направленные на
коррекцию патологической деформации
позвоночника. Растянутые и ослабление
мышцы, расположенные на стороне
выпуклости, необходимо укреплять,
тонизировать, способствуя их укорочению;
укороченные мышцы и связки в области
вогнутости необходимо расслаблять и
растягивать. Такая гимнастика называется
корригирующей.
С целью укрепления ослабленных мышц
(особенно разгибателей туловища, ягодичных
мышц и мышц брюшного пресса) используются
симметричные упражнения различного
характера, способствующие воспитанию
правильной осанки, нормализации дыхания,
созданию рационального мышечного корсета.

Особенности применения ЛГ

При сколиозе 1 степени наряду с
общеразвивающими и дыхательньими
упражнениями используются симметричные
корригирующие упражнения; асимметричные
применяются индивидуально, исключительно
редко.
При сколиозе II степени в занятиях
корригирующей гимнастикой преобладают
общеразвивающие, дыхательные и симметричные
упражнения. По показаниям применяются
асимметричные и деторсионные упражнения;
последние - с коррекционной и профилактической
целью, оказывая максимальный лечебный эффект
именно при сколиозе II степени.
При сколиозах III - IV степеней используется весь
арсенал физических упражнений.

Продолжительность занятия ЛГ

30-45 мин (не менее 3 раз в неделю)
Курсами по 1,5-2 месяца

Структура занятия ЛГ

Занятие ЛГ состоит из трех частей:
подготовительной,
основной
заключительной.

ЗАДАЧИ ЛФК ПОСЛЕ ОПЕРАЦИЙ

стабилизации позвоночника в новых статических
условиях
способствование удержанию коррекции, достигнутой
хирургическим методом

ПРОГРАММА ЛЕЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗАМИ

При 1 степени сколиоза:
Ношение корсета не показано
ЛФК, общеукрепляющее лечение (массаж, физиотерапия,
иглорефлексотерапия, закаливающие процедуры и т.д.)
При 2 степени сколиоза:
Ношение корсета без головодержателя строго по показаниям
ЛФК, общеразвивающие виды спорта, общеукрепляющее лечение
Специальный двигательный режим
При 3-4 степенях сколиоза:
Обязательное оперативное лечение
Обязательное ношение корсета
На всех этапах лечения в любом возрасте больного и при любой
тяжести сколиоза остаётся задача воспитания сознательного
отношения к закреплению правильного положения тела

Слайд 1

Сколиоз Урок здоровья

Слайд 2

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается увеличения количества школьников с нарушением осанки. Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу.

Слайд 3

По результатам медицинского осмотра в нашей школе:

в 2007 – 2008 учебном году из 266 учащихся начальных классов нарушение осанки обнаружилось у 32 человек (13%), а из 756 учащихся всей школы нарушение осанки оказалось у 150 человек, а 9 человек больны СКОЛИОЗОМ! По данным медицинской статистики в Маслянинском районе больны сколиозом 20 детей до 15 лет и 35 подростков от 15 до 18 лет. В нашем классе в 2006-2007 г.(1 класс) ни у кого не было обнаружено нарушения осанки. Во 2 классе с нарушением осанки 1 человек. В 3 классе – 2 человека. Если так пойдёт дальше, то сколько человек с искривлением позвоночника будет среди нас в 11 классе? Кто уже сосчитал? Не пора ли задуматься над этим?

Слайд 4

Цель урока

Обратить внимание учащихся, родителей и учителей на проблему сохранения правильной осанки учащихся и поиск путей решения данной проблемы

Слайд 5

Что мы узнали о сколиозе

Сколиоз – искривление позвоночного столба. При этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.

Слайд 6

Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.

Слайд 7

Так выглядит спина при сколиозе.

Так искривлён позвоночный столб при сколиозе

Слайд 8

Причины нарушения осанки в школьном возрасте:

Неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом. Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев. Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок. Дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении. Дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом. Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.) А витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.

Слайд 10

Можно ли вылечить сколиоз?

Лечение проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития. Способы лечения: гимнастика, массаж, ношение корсета. Рекомендуется занятия спортом (плаванием), солнечные ванны, прогулки, богатое витаминами питание. Спать нужно на твёрдом матраце.

Слайд 11

А сколько весят ранцы учеников в нашем классе?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили: Взвесить пустые ранцы наших учеников. Несколько раз взвесить полные ранцы. Подвести итоги по номинациям: самый лёгкий пустой ранец; самый тяжёлый пустой ранец; самый лёгкий полный ранец; самый тяжёлый полный ранец; «чемпион по ношению тяжестей»;

Слайд 12

Интересно, сколько должен весить ранец ученика?

Согласно гигиеническим нормам масса пустого ранца не должна превышать 500 граммов. А масса полного ранца должна составлять не более 10% от массы тела ученика.

Слайд 13

Итоги исследований в нашем классе и выводы

Самый лёгкий ранец (пустой) весит 250 граммов. Самый тяжёлый ранец (пустой) весит 1 кг Самый тяжёлый ранец с учебными принадлежностями весил 5 кг. Самый лёгкий ранец с учебными принадлежностями весил 1 кг 200 г Постоянно следят за тем, чтобы в портфеле не было лишних предметов 3 человека. Часто, но не всегда – 9 человек. Часто носят в школу лишние вещи – 7 человек. Очень часто носят в школу лишние вещи – 6 человек. В нашем классе учатся 4 «чемпиона по ношению тяжестей». Масса их портфелей превышает норму от 900 граммов до 1 кг 400 граммов.

☺ ПРОСИМ ВАС: НЕ ПОКУПАЙТЕ ТЯЖЁЛЫЕ РАНЦЫ! ВРАЧИ РЕКОМЕНДУЮТ СРЕДНИЙ ВЕС ПУСТОГО РАНЦА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ –500 Г. ☺ ВАШИ ДЕТИ БЫСТРЕЕ УСТАЮТ, ТАСКАЯ ЗА СВОЕЙ СПИНОЙ ТЯЖЕЛОВЕСЫ ☺ ПОЖАЛУЙСТА, ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ВАШИХ ДЕТЯХ И ОБ ИХ ЗДОРОВЬЕ! ☺ РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ СКАЗКУ О ЗЛОМ СКОЛИОЗЕ И НАПОМИНАЙТЕ О НЕОБХОДИМОСТИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОЕЙ ОСАНКОЙ

Слайд 15

Сказка о Сколиозе

В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех. Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.

Слайд 17

Шемонаева Анна Тарасова Саша

Слайд 18

Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха. И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызжет на них своё зелье. Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой. Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?

Слайд 19

Черепанова Вика

Слайд 22

Литература:

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007, 80 с. (Методическая библиотека). Сказки о здоровье. – Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по новосибирской области. Новосибирск, 2008. Проекты и исследования. // Начальная школа, 2008. - №5, с22 – 24. Медицинская энциклопедия; Редкол.:Е.Б. Еновская (отв. ред.), А.А. Горчицина, М.В. Гонгарта (пер. с англ.). – Тверь: «Мой мир», ОАО «Тверской полиграфический комбинат», 2004. – 414 с.

Похожие публикации