Гиперактивный ребенок 7 лет. Повреждения в головном мозге. Причины гиперактивности у ребенка

Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.

Головной мозг образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом . Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.

Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.

Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.

Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

  • Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
  • Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
  • Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
  • Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
  • Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Правила для родителей

Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. , сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.

В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.

Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.

Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.

Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.

Гиперактивностью в медицине называют сложное поведенческое расстройство , которое проявляется в дошкольном раннем возрасте и не требует медицинского вмешательства.

Оно может быть заметным по моторной или чрезмерной психической активности, отражается на отношениях малыша с другими детьми и людьми, а также влияет на успехи в школе.

Признаки гиперактивности у всех детей проявляются по-своему. У большей половины детей расстройство связывается со спонтанными реакциями , подавить которые малыш сам не может. Реакции оказывают влияние на внимание, речь и подвижность детей.

Такие психические расстройства считаются признаками неуравновешенности, а среди взрослых их называют чрезмерной эмоциональностью.

Гиперактивные дети не могут ждать очереди, сидеть на одном месте. Они испытывают трудности с концентрированием внимания. Такие дети зачастую проявляют забывчивость , рассеянность и неорганизованность , тянут руку для того, чтобы раньше других дать ответ на вопрос, часто с места выкрикивают ответ.

Также гиперактивные дети очень часто:

  1. Прерывают разговоры взрослых и своих ровесников.
  2. Много разговаривают и двигаются.
  3. Некачественно выполняет поручения.
  4. Имеет плохую успеваемость в школе.

Симптомы и признаки расстройства проявляются в основном до семилетнего возраста. Часто их путают с нормальным поведением ребёнка или синдромом дефицита внимания. Именно из-за этого нельзя точно сказать, что малыш гиперактивен, если родители заметили у него один или несколько признаков расстройства. А если же признаки присутствуют во всех ситуациях (на прогулке, дома, в школе), то что необходимо делать? В подобной ситуации малыша необходимо показать врачам и психологам, они дадут определённые рекомендации и советы по устранению такого поведения.

Наиболее распространёнными причинами гиперактивност и детей являются:

  1. Плохой распорядок дня или неправильное питание.
  2. Отравление детского организма химикатами, которые несут опасность для здоровья или тяжёлыми металлами.
  3. Трудные роды, родовые травмы, роды позже или раньше срока.
  4. Инфекции различного рода.

Проведённые учёными исследования подтвердили, что чаще проявляется гиперактивность у мальчиков, нежели у девочек. Гиперактивность у детей может сопровождаться следующими проявлениями:

  1. Сердечными расстройствами.
  2. Разнообразными нарушениями речи.
  3. Нарушением режима сна.

Очень часто расстройство встречается в пределах синдрома дефицита внимания.

Основные признаки заболевания

У детей гиперактивность можно распознать по таким признакам:

  1. Почти всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Когда малыш должен спокойно сидеть на стуле, то это невозможно: он теребит одежду, ёрзает, вертится, крутится, встаёт.
  2. Без какой-либо причины у детей проявляется высокая двигательная активность. Даже тогда, когда не позволяют взрослые, он залазает на кресла, диваны, стулья, бесцельно бегает и прыгает.
  3. Малыш не может заниматься определённым делом спокойно и тихо, сосредоточится на игре. Он выполняет неосознанные резкие движения, пищит и кричит.
  4. Малыш несдержан в разговоре, вопросы выслушивает не до конца и отвечает на них невпопад и не задумывается над ответом.
  5. Стоять и спокойно ждать своей очереди такие дети не могут. Они начинают капризничать и нервничать.
  6. Всем своим поведением дети с гиперактивностью мешают окружающим: они мешают игре, разговору или попросту пристают без дела.
  7. Спят такие дети и в дневное и в ночное время неспокойно. Они сбивают простыню, часто переворачиваются с бока на бок, любят позу калачиком, сбрасывают с себя одеяло.
  8. Неспособны такие дети распознавать чужие желания и потребности.
  9. Малыш не может контролировать ни плохие, ни хорошие эмоции, склонен к эмоциональным потрясениям. Совершенно без какой-либо причины гиперактивные дети устраивают истерики или в неподходящее время испытывают гнев и злость.
  10. Интерес проявляется ко многим вещам, но проблемы с пониманием вещей и обстоятельств присутствуют практически всегда. К примеру, начав рисовать, рисунок остаётся не законченным, а малыш полностью увлёкся музыкой. Интерес к рисованию при этом теряется полностью.
  11. Контролировать своё внимание ваше чадо неспособно даже тогда, когда смотрят прямо в лицо, обращаясь к нему. Речь он слышит, но повторить то, что было ему сказано, не может.
  12. По невнимательности такие дети часто ошибаются.

Отклонения и симптомы специалистами выясняются путём оценки и наблюдения действий малыша.

Если люди вокруг твердят, что ваш малыш гиперактивен, то это может свидетельствовать и о том, что у него ещё недостааточно внимания.

Этот синдром может определить только врач, опираясь на заключения таких специалистов, как: детский врач, психотерапевт и психолог.

В процессе обследования врач также постарается выяснить признаки прочих заболеваний и расстройств, которые требуют какого-либо лечения. В основном назначаются лекарственные препараты, которые помогают контролировать поведение. На сегодняшний день есть много лекарственных средств, помогающих от этого состояния избавиться навсегда. Современная медицина способна помочь детям улучшить внимание и память, уравновесить поведение, успокоить нервную систему, фокусировать внимание.

Некоторые лекарственные препараты назначаются только перед школой, а некоторые - ежедневно в рамках терапевтического курса. Они выпускаются в виде жевательных конфет, капсул, таблеток и сладкой жидкости (сиропа). Лечение может специалист назначить только после того, как проконсультируется и получит разрешение родителей.

Если малышу необходимо изменить образ жизни, а не только медикаментозное лечение, то в таких ситуациях психолог и терапевт могут предложить родителям разработать план по изменению образа жизни индивидуально, посоветовать чего следует избегать, а что будет полезно.

А ещё при таком диагнозе очень полезны поведенческая терапия и релаксация. Врач в релаксотерапии научит малыша расслаблять разнообразные группы мышц, делать дыхательные глубокие упражнения, успокаиваться и расслабляться. Поведенческая терапия предусматривает то, чтобы дети, поставив перед собой цель, смогли её достигнуть.

Если у малыша всё же подтвердился диагноз гиперактивности, то об этом должен быть уведомлен директор детского учреждения, которое он посещает (детский сад, школа), а не только врачи и родные. Только в этом случае при необходимости маленький человечек сможет получить нужную поддержку и помощь. Учителя и директор могут предложить родителям предоставить дополнительное время для выполнения заданий, спокойное место в классе, индивидуальный план обучения.

В большей половине ситуаций дети с таким диагнозом имеют счастливое нормальное детство, а если к проблеме подойти правильно, то недуг можно устранить полностью.

Положительные эффекты

Кроме проблем, наблюдаются и положительные стороны. По результатам многочисленных наблюдений и исследований было установлено, что такие дети являются:

  1. Очень творческими и креативными . Дети с множеством разнообразных мыслей в голове и мечтами могут стать в будущем великими мастерами, которые выбрасывают фонтан идей и решают сложные задачи. Они легко отвлекаются, но видят то, чего иные дети попросту не замечают.
  2. Очень изворотливые и гибкие . Такой малыш одновременно может рассматривать несколько способов решения той или иной задачи, а также он открыт для разнообразных идей.
  3. Энтузиаст . Такие дети очень редко бывают скучными. Они заинтересованы множеством вещей и яркими личностями. У них много друзей, так как окружающих они к себе притягивают будто бы магнитом.
  4. Непредсказуемы и очень энергичны . Когда у таких детей есть мотивация на какую-нибудь идею, то они исполняют задания быстрее обычных детей. Если задача связана с активным образом жизни и маленький человечек ею заинтересован, то от решения их отвлечь сложно.

Ничего общего с талантом и интеллектом синдром дефицита внимания не имеет.

Все психологи мира пришли к выводу, что если признаки гиперактивности, которые обусловлены поведенческим расстройством, наблюдаются у малышей, то их можно как можно быстрее устранять.

Это позволить избежать трудностей и разочарований, возникающих от заниженной самооценки, а также стресса и трения, которые накапливаются у окружающих и семьи.

Если у маленького человечка были выявлены симптомы гиперактивности, то помощью и советами квалифицированного психолога и врача пренебрегать не нужно. Гиперактивность можно устранить вовремя, применив общедоступные простые меры.

На сегодняшний день существует множество идей, как устранить такой недуг. Могут назначаться такие терапевтические меры, как:

  1. Посещение детских кружков.
  2. Изменение домашней обстановки.
  3. Комплекс физических упражнений.
  4. Изменение диеты.
  5. Иные отвлекающие факторы, позволяющие к минимуму свести эту проблему.

Гиперактивные млыши от взрослых требуют много внимания и сил. Их нужно постоянно учить усидчивости, помогать завершить ему начатые дела, слушать. Они нуждаются в эффективных стратегиях воспитания, которые будут развивать чёткое взаимодействие, структурность и систематичность с окружающим миром. Их в обязательном порядке нужно поощрять и награждать, они требуют родительских одобрений, поддержки и любви.

Если ваш малыш гиперактивный, то психологи советуют следующее:

  1. Распорядок дня организовывать чётко и длительное время его не менять. В подобной ситуации формирующийся организм приобретёт необходимые рефлексы (как пример, после прочтения сказки он будет ложится спать).
  2. Для подрастающего малыша необходимо создать предсказуемую спокойную атмосферу без каких-либо раздражителей. Такая обстановка сведёт к минимуму случаи выброса энергии.
  3. Организовать для малыша физический активный режим с посещением спортивных занятий и секций.
  4. Когда позволяет обстановка не стоит ограничивать малыша в выполнении активных движений и действий. Так он скорее выплеснет наружу лишнюю накопившуюся энергию.
  5. Нельзя гиперактивного малыша заставлять подолгу находится на одном месте, наказывать его или принуждать выполнять утомительную работу.

Очень часто родители вкладывают положительный смысл, когда говорят о том, что их малыш гиперактивный. Но многие просто путают понятия «активность» и «гиперактивность». Это хорошо, когда малыш тянется к новым знаниям, проявляет интерес к миру, который его окружает, любознательный. Но гиперактивность, в отличие от активности, относится к поведенческим расстройствам. После пяти лет они наиболее болезненно проявляют себя, ведь ребёнок не может развиваться наравне со своими сверстниками.

Активные малыши в садике , на площадке, дома могут быть активными, но придя в место, где необходима тишина, они сразу же успокаиваются и ведут себя достойно . А вот на гиперактивных окружающие люди и новые места не влияют. Они как вели себя громко и неспокойно, так и будут продолжать это делать.

Просто активного ребёнка можно отвлечь какой-либо усидчивой игрой, а вот с гиперактивным такого не получится. Очень сложно чем-то удивить или испугать гиперактивного ребёнка. Они совершенно не думают о своей безопасности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что нельзя называть гиперактивным малыша, который любознательный, любит подвижные игры и общение со своими сверстниками, если это не отражается на его успехах в садике и школе, а также не доставляет особых хлопот родителям. А вот если малыш не усидчив, не может довести начатое дело до конца, закатывает истерики без повода и требует к себе повышенного внимания, то такого ребёнка стоит показать специалистам-психологам для установления диагноза и возможного лечения.

Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров. Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия. Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.

Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.

Почему важно своевременно диагностировать

Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.

Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.

Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.

Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте. Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением. Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.

Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.

При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.

Факторы

Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.

Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.

Все факторы можно разделить на три группы:

  • Проблемы во время беременности.
  • Неблагоприятное течение родов.
  • Иные факторы.

Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:

  • Кислородное голодание плода.
  • Стрессовое состояние будущей мамы.
  • Курение.
  • Плохое питание.

Факторы, связанные с родами:

  • Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
  • Стремительные роды.
  • Затяжные роды с длительным безводным периодом.
  • Преждевременные роды.

Среди прочих факторов выделяют:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Стрессовую обстановку в семье.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.

Диагностика

Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.

Что должно насторожить:

Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.

Терапия

Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.

Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.

Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.

В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:

  • Массаж.
  • Расслабляющие ванны.
  • Остеопатические техники.
  • Коррекция поведения родителей.

Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.

Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.

Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться. При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.

СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка , об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма . Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью . Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте , если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть . Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками . Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции . Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный , днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям , перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный , не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола . На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола — это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

В странах Европы и в США для лечения СДВГ широко применяют психостимулирующие препараты. Они довольно эффективны, но имеют много побочных реакций. Основные из них – нарушения пищеварения, головные боли, бессонница, задержка роста. В России СДВГ лечат ноотропными препаратами, которые положительно влияют на функции мозга (Холитилин, Энцефабол, Кортексин).

Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви . Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

Приближается новый учебный год. И если в одних семьях его ждут с радостным ожиданием, то в других – с тревогой и беспокойством. К числу последних относятся семьи, в которых растет гиперактивный ребенок. Почему так происходит?

Навигация по статье»Очень активный ребенок: что делать?»:

…Полагаю, многие из вас наблюдали детей, которых называют «живчиками», «егозами», «шустриками». Первое их качество, которое бросается в глаза – ни секунды без движения, просто «вечные двигатели». Они все время куда-то бегут и что-то делают, буквально не могут усидеть на месте.

Но даже если взрослому вдруг удастся усадить такого ребенка, двигательная активность не прекратится: он будет болтать ногами, вертеть головой из стороны в сторону, елозить, как на иголках, почесываться и раскачиваться, неожиданно подскакивать с громкими возгласами удивления, азарта или возмущения.

Один мой такой юный приятель, очень активный ребенок , может за полдня успеть сходить на рыбалку на залив (это около трех километров от дома), вернуться, повозиться с сестрой, покататься на велосипеде, собрать вокруг себя компанию и организовать маленькую войнушку – конечно, победоносную.

А еще поссориться со всеми, собрать новую компанию, устать и от неё, покачаться на качелях и забежать к кому-нибудь в гости. Благо знакомых у него много. Причем, у хозяина в какой-то момент может сложиться впечатление, что мальчик находится одновременно везде – в комнате, на кухне, на балконе, в ванной…

Говорю на личном опыте. Пока я один раз схожу на кухню за чайными чашками и обратно, этот очень активный ребенок успеет обернуться туда-сюда минимум три раза. Сел пить чай и вдруг подскочил и побежал на балкон, потому что услышал лай дворовой собаки.

Или с куском пирога во рту понесся к моему стеллажу, где хранятся всякие сувениры из путешествий: «Ой, какая интересная штука!!! Это новое?? Её в прошлый раз тут не было!» — говорит он и показывает на вещь, десять лет стоящую на одном месте. Помните «Вождя краснокожих» О’Генри? Вот-вот…

Но при более пристальном наблюдении можно заметить, что вся эта бурная деятельность таких детей приносит маловато практического результата. Начав одно дело, даже интересное им, они могут бросить на середине и увлечься чем-то другим.

Это происходит как с играми, так и со школьными уроками. может начать играть в футбол с компанией, но увидеть вдруг у какого-то ребенка новую игрушку, и через секунду исчезнуть с поля. Или например, начал делать математику, но вдруг вспомнил про рисование. В результате, как можно догадаться, не сделано будет ни то, ни другое.

Да и движения таких детей часто неловки, неуклюжи – они всё время натыкаются на какие-то углы, проходя, могут что-то зацепить, уронить предметы, задеть других детей. Маленькие слоники в посудной лавке.

«Вижу цель, чихать я хотел на препятствия», как говорил герой фильма, проходивший через стены. Жаль только, что в жизни стены, а также столы, стулья и прочая мебель на пути этих детей не становятся проходимыми, поэтому их ноги почти всегда в синяках и ссадинах.

Мелкая моторика тоже страдает. В группе или классе очень активный ребенок всегда узнаваем по внешнему виду. Развязанные шнурки, невпопад застегнутые пуговицы рубашек у мальчиков; колготки гармошкой у щиколотки, лихо съехавшие набекрень бантики или растрепанные косички у девочек. Именно такие дети могут лет до восьми-девяти перепутывать ботинки, надевать левый на правую ногу и наоборот, пробегать так полдня и даже не обратить внимания. Какие пустяки!

Похожие дела обстоят и с их речевой активностью. Говорливы и словоохотливы, они кидаются отвечать на вопросы учителя или воспитателя, даже толком не дослушав вопрос. Если же знают правильный ответ, то не могут дождаться, пока учитель их спросит – со стоном тянут руку, ложась животом на парту, подпрыгивают, выкрикивают с места. В разговоре часто перебивают, вмешиваются в посторонние беседы и отвлекают на себя внимание.

Эта бесцеремонная непосредственность вызывает нарекания и даже раздражение, и у детей, и особенно у взрослых. Возникают конфликты, и гиперактивные дети сталкиваются с непринятием, отвержением.

В коллективах такие дети часто дружат «по остаточному принципу» — то есть, выбирают для общения таких же отверженных, или по контрасту – незаметных детей, тихих, управляемых, младших по возрасту. Сами они при этом легко поддаются чужому влиянию, и в подростковом возрасте высок риск, что они окажутся в плохой компании.

Но больше всего у этих детей страдает внимание – важная психическая функция, и именно проблемы с вниманием лежат в основе всех вышеописанных проявлений. Именно внимание при нормальном развитии обеспечивает способность сосредотачиваться на одном задании, контроль за двигательной и речевой активностью. Внимание необходимо для развития мелких движений руки, а значит, для письма и чтения. Внимание нужно и для координации движений всего тела в пространстве.

Собственно, то, что мы называем «гиперактивность», имеет точное медицинское название синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Хочется сразу подчеркнуть очень важный момент: гиперактивность – это медицинский диагноз, а не недостаток воспитания или «распущенность» ребенка. И, как и любой другой диагноз, его может поставить только врач. Предварительно он должен тщательно исследовать анамнез, начиная с вопросов матери о том, как протекала беременность и роды.

Поэтому, если у вас очень активный ребенок , или если кто-то утверждает, что ваш ребенок – гиперактивный, не спешите делать выводы. Для уверенной постановки диагноза «дефицит внимания» нужно, чтобы были признаки, указанные в начале статьи:

  • впервые проявились в возрасте до 7 лет;
  • были постоянны, то есть, проявлялись в разных ситуациях
  • наблюдались не менее полугода.

Поясним по пунктам. Первые признаки СДВГ у ребенка выявляются, как правило, еще в раннем детстве. Наибольшего развития сидром дефицита внимания достигает к 8-10 годам.

Но если ребенок до школы рос и развивался нормально, а в школе вдруг стал возбудимым и невнимательным, то источники проблемы надо искать в чем-то другом.

Далее, по второму пункту. Время от времени любой ребенок бывает очень активным, может перевозбудиться и утомиться. Даже взрослый человек, не только ребенок, иногда может вести себя так, как будто у него синдром дефицита внимания – например, в состоянии стресса.

Поэтому, если ребенок ведет себя как гиперактивный в одной ситуации, но в другой совершенно спокоен, то, может статься, дело именно в ситуации и реакции на нее ребенка, а не в особенностях ребенка.

Наконец, признаки должны проявляться не только в разных ситуациях, но и на протяжении длительного времени. Только при продолжительном наблюдении этих признаков можно убедиться, что речь идет именно о гиперактивности, а не о реакциях на какие-то конкретные обстоятельства.

Надо сказать, что не всегда синдром дефицита внимания сопровождается гиперактивностью. В этом случае поставить правильный диагноз будет труднее. В отличие от детей, у которых дефицит внимания без гиперактивности, они не создают проблем учителям. Поэтому на них, как правило, обращают внимание только в связи с хроническими неуспехами в учебе.

Основной причиной СДВГ считаются патологии беременности и родов. Они встречались в 85% изученных случаев. Токсикозы, обострения хронических заболеваний матери во время беременности, преждевременные или затяжные роды – всё это может иметь отрицательные последствия для развития ребенка. Также негативно могут сказаться любые заболевания в младенчестве, инфекции и травмы, особенно травмы головы.

Нельзя сбрасывать со счетов и наследственный фактор. Нередко родители гиперактивных детей отмечают, что они сами в детстве сталкивались с теми же трудностями, что и их дети.

Довольно обычная картина: на приеме мама гиперактивного мальчика. Во время приема успевает ответить на телефонный звонок, выскочить в коридор, чтобы сказать что-то срочное сыну; перебивает, не дождавшись даже середины вопроса, то хватается за сумочку, то вешает ее обратно, долго в ней роется, пытаясь найти ручку…

К числу возможных причин СДВГ относят и неблагоприятное окружение, прежде всего, воспитание в неблагополучной семье. Но здесь возникает вопрос, не являются ли поведенческие и неврологические проблемы признаком так называемого постстрессового расстройства. Зачастую, если в семье такого ребенка происходят позитивные перемены, то симптомы, похожие на гиперактивность, по меньшей мере сглаживаются, а то и полностью исчезают.

Прежде всего, надо понимать, что никакой диагноз, в том числе синдром дефицита внимания, это не приговор. Гиперактивные дети, конечно, требуют особого, индивидуального подхода и в обучении, и в воспитании. Но они обладают рядом качеств, позволяющих им находить свое место в мире. Причем, как это часто бывает, их достоинства являются продолжением их же недостатков.

Самым главным испытанием для родителей и педагогов будет то, что такие детки могут длительно сосредотачиваться только на тех занятиях, которые им интересны. В принципе, это касается всех детей, но гиперактивных – особенно, в силу их проблем с вниманием.

Ребенку, у которого синдром дефицита внимания, может быть трудно сосредоточиться и на том занятии, которое им интересно. А уж на каких-нибудь противных математике или письме – тем более…

Сильной стороной их интеллекта является предметное и образное мышление. Вообще, они нередко обладают художественными способностями. Они с удовольствием что-то мастерят, собирают конструкторы, причем проявляя недюжинную изобретательность.

Дети помладше любят собирать пазлы. Когда я работала в школе, я видела поделки одного гиперактивного ребенка из спичек. Домики, колодцы, церкви, и отдельно, и целые композиции. И это при том, что писал он, как кура лапой.

Некоторые педагоги его считали безнадежным в плане обучения. Мать мальчика усталым тоном говорила, что он может этим заниматься часами. Правда, это единственное, чем ему действительно нравилось заниматься. В школьных же предметах больших успехов не было.

Не ждите от них непременно хороших отметок. Система выставления баллов в школе, к сожалению, не учитывает индивидуального прогресса ребенка. Например, логопед в течение года занимается с гиперактивным мальчиком. Помимо диагноза дефицит внимания , у него были дисграфия и дислексия.

В начале года ребенок делает 22 ошибки в диктанте. В конце года – 5 ошибок. По правилам выставления отметок, на уроке русского языка его результат будет «2» в обоих случаях. Тогда как по факту ребенок улучшил свои результаты больше, чем в четыре раза! Надо ли задавать вопрос, какие занятия ребенок посещал охотнее – основные по русскому или дополнительные с логопедом?..

В связи с этим родителям и педагогам гиперактивных детей можно порекомендовать прежде всего фокусироваться на их успехах, а не провалах и промахах. Дети, у которых синдром дефицита внимания, очень чутко реагируют на похвалу и одобрение. Зато удивительно «толстокожи» к нравоучениям, выговорам и наказаниям.

Частые запреты и морализаторство очень быстро перестают быть для них значимыми стимулами. Психика защищается от потока негатива, поэтому многочисленные замечания в свой адрес эти дети попросту игнорируют.

Как об стенку горох – это про них.

Поэтому не тратьте время и силы на наказания. Бесполезно. Лучше регулярно отмечайте даже малейшее продвижение вперед, помогайте сформировать ему стратегию победителя. И уверяю вас, успехи будут. Хотя, может быть, и не такие, как вы представляли себе.

Гиперактивным детям надо давать возможность сбрасывать свою кипучую энергию. Поэтому физическая активность для них чрезвычайно полезна. Особенно хороши аэробные нагрузки – длительные прогулки, бег, плавание, велосипед, а также йога. Они развивают выносливость и концентрацию.

А вот в командных видах спорта они вряд ли будут успешны. Очень активный ребенок не всегда может правильно использовать эту активность и координировать свои действия с другими членами команды. И не забывайте о физкультминутках – для детей с дефицитом внимания это лучший способ заполнить паузу в занятиях!

Дети, у которых дефицит внимания и гиперактивность , больше других нуждаются в четком распорядке дня. Перед важными занятиями лучше исключить ситуации, где ребенок может переутомиться или возбудиться.

Также подумайте об организации для него пространства. Следует избегать кричащих цветов в интерьере и большого количества предметов, отвлекающих внимание. Особенно это касается его рабочего уголка.

Обратитесь к психологу! Во-первых, психолог поможет вам разработать рекомендации под ваш конкретный случай, с учетом всех условий, помочь грамотно восполнить дефицит внимания у ребенка.

Во-вторых, психолог может организовать дополнительные занятия для детей. На них обучают контролю за эмоциями и поведением, навыкам релаксации, сброса напряжения, развивают память и речь. На групповых занятиях дети к тому же учатся взаимодействию друг с другом и навыкам разрешения конфликтов. Практика показывает, что регулярные занятия могут значительно снизить симптомы дефицита внимания у детей.

И в-третьих, родители гиперактивных детей сами часто нуждаются в поддержке и помощи. Нередко их стыдят за поведение ребенка, они могут испытывать вину, как будто что-то упустили, не предусмотрели. Хотя дефицит внимания у ребенка – проблема, складывающаяся не только из-за отсутствия реального внимания в детстве со стороны родителей.

Родители могут чувствовать гнев на себя, ребенка или окружающих, постоянно напоминающих им о том, что с их ребенком «что-то не так».

Могут чувствовать свою родительскую несостоятельность и беспомощность. Поддержка психолога поможет вернуть ощущение контроля над ситуацией и веру в свои силы.

Но самое главное – берегите свои отношения с ребенком. Никакие школьные успехи и «приличное» поведение не стоит того, чтобы подвергать риску вашу с ним взаимосвязь. Помните – он ведет себя так не потому, что не хочет по-другому, а потому, что не может. Пока не может. Примите его таким, какой он есть, и помогите ему научиться жить со своими особенностями. И ваш ребенок не раз даст вам повод для радости и гордости.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Похожие публикации