Чем короче голосовые связки тем звук ниже. Голос и речь. Иннервация и кровообращение

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРА


С язки представляют собой мышцу особую... она может напрягаться не только целиком, но и на отдельных участках, что позволяет ей настраиваться на различные частоты колебаний. Колебания связок по всей длине обуславливают возникновение самого низкого тона, а колебания более коротких участков – высоких тонов, или обертонов, придают звуку различные оттенки. Глотка, полость рта и носа составляют как бы надставную трубку, а также трахея и бронхи при этом служат своеобразными резонаторами /24/.

О ибочно мнение, что

Ч м связки короче и сильнее их натяжение, тем выше тон.

Д я образования правильного тона истинные голосовые связки должны сильно сблизиться между собой и быть соответственно напряженными, а давление воздуха в легких могло вызвать их колебания.

Е ли расстояние между связками больше двух миллиметров, то голос теряет звучность и становится хриплым. Механизм гортани при разговорном голосе несколько иной, чем в пении, функция голосовых связок менее сложна /3/.

Г авным фактором в образовании качества певческого звука является дубликатура из слизистой ткани, которой покрыты истинные голосовые связки и эластический конус гортани...

Если мы заставляем ученика с первого урока громко петь? Как правило, в звукоизвлечении сразу, преждевременно, грубо, с большой энергией включается вся толща мышц голосового мышечного валика и игнорируется начальная фаза возникновения звука. Края голосовых связок при этом выворачиваются кверху и, конечно, в данном случае нельзя требовать от певца диминуэндо, так как при переходе на пиано непременно появится киксование, что как раз говорит нам о нарушении природных физических законов биомеханики голосового механизма.

С чрезмерным развитием силы звука теряется его тембр... края складок слизистой ткани истинных голосовых связок остаются как бы не у дел, так как воздух, с большой силой прорываясь через голосовую щель, выворачивается их кверху и проходит, не задевая вывернутые края.

К ая слизистых складок истинных голосовых связок – самый нужный для тембра голоса компонент звукообразования.

П и нефорсированном звуке... функциональная картина не меняется и при самом сильном звуке глубинные слои голосовых мышц закономерно и последовательно включаются в работу, не теряя связи с краями голосовых валиков.

Ф рма голосовых связок дает основание для функционального анализа особенностей певческого звука при движении к верхним нотам. При звукоизвлечении постепенно выключаются нижние части мышечно-связочного аппарата, а на самой верхней части тесситурной возможности остается только край этого аппарата, то есть собственно связки.

И енно в этот момент очень важно найти нужную акустическую форму в артикуляционном аппарате рта и глотки.

Т ким образом, анализ певческих движений говорит за то, что материальных предпосылок для существования механизма регистров в пении не существует, а имеется лишь органическое свойство тканевого объединения голосообразующего участка гортани, позволяющее дифференцированно осуществлять певческие движения по ступеням звукоряда, образуя на каждый полутон функциональное равновесие в двигательном навыке /37/.

П и шепоте связки не колеблются, а если начинают колебаться, то минимально /38/.

О дыхании

«...техника дыхания, «физиологическая» настройка певческого аппарата являются лишь средством для правильного звукообразования».

В охи не должны быть частыми, надо научиться постепенно расходовать воздух, как можно дольше сохранять его /2/.

П сле быстрого вдоха перед началом пения дыхание надо на мгновение задержать. Эта задержка организует певческий аппарат и способствует одновременному началу пения. Задержка дыхания длится одно мгновение и является как бы частью процесса вдоха.

О ередное дыхание необходимо брать до того, как запас воздуха в легких будет исчерпан до конца.

В дох должен быть совершенно спокойным, без всякого намека на насильственное «выталкивание» взятого воздуха. Отсутствие контроля за процессом выдоха часто приводит к форсировке, детонации.

…Советы многих мастеров… при вдохе как бы ощущать нежный запах цветка, а выдох – так, чтобы пламя свечи, поставленной у рта, не шелохнулось.

Ч обы научиться экономно расходовать дыхание при пении, нужно перейти к упражнению, тренирующему выдох. На выдохе про себя считать вначале до пяти-шести, а затем увеличивать до десяти. Для более ясного ощущения этого процесса выдох можно делать на каком-нибудь шипящем или свистящем звуке (с, з, щ, ш).

Д я выработки «цепного дыхания» можно петь гамму большими длительностями, без пауз. Певцы должны брать дыхание не все одновременно и преимущественно в середине длинных звуков. «Цепное дыхание» – коллективный навык /26/.

В хоре «цепное» дыхание позволяет сделать паузу (для взятия дыхания) в любом месте произведения /28/.

Ч ловек, не умеющий как следует владеть своим дыханием, без напряжения не сумеет прочитать длинную фразу. Правильное дыхание помогает выразить определенные чувства, создать нужную эмоциональную окраску, то есть обеспечивает необходимую выразительность речи.

О ганизованное, умелое дыхание помогает певцу и мастеру слова тонко передавать все оттенки задушевной лирики.

П пробуйте, читая стихотворение, набирать воздух после каждой строки, когда мысль еще не закончена. Все впечатление будет безнадежно испорчено.

П и чтении, как и во время упражнений, набирать воздух надо через нос. Такое дыхание более глубоко, воздух лучше наполняет легкие и не сушит горло: проходя через нос, он слегка увлажняется.

Н бирать воздух с избытком не следует. Должно быть такое ощущение, что могли бы еще вдохнуть.

П реполнение легких воздухом может привести к неприятным ощущениям «воздушного голода», когда хочется вдохнуть еще глубже и полней. Кроме того, набрав слишком много воздуха, трудно бывает задержать его в дыхательных путях, – следовательно возникнет резкая атака звука, а этого как раз нам и не нужно (см. упражнения на дыхание, стр. 24).

С ешанно-диафрагматическое дыхание обеспечивает больший запас воздуха /36/.

Ч м плавнее и ровнее дыхание, тем продолжительнее можно держать звук и тем приятнее он звучит.

Н хорошо оканчивать выдох громко.

П ред началом пения или после серединной паузы рекомендуется брать относительно глубокое дыхание через нос, а в процессе пения – короткими и беззвучными вдохами одновременно через нос и рот.

Ч сто непроизвольно дыхание усиливается при мелодических подъемах и по мере подъема дыхание форсируется, что недопустимо /16/.

«..придавал своему телу положение, лишенное всякого напряжения, и выставлял одну ногу вперед, будто для того, чтобы шагнуть... держал тело совершенно свободно, без малейшего напряжения. Затем сокращал едва заметно мускулы живота и вдыхал спокойно, не торопясь.

С знательное управление дыханием способствовало его мастерству обращать при пении в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха.

К рузо употреблял для каждой музыкальной фразы, даже для каждой ноты только то количество дыхания, которое необходимо для музыкальной передачи этой фразы или ноты, но не более. Избыток дыхания он держал про запас: это создавало у слушателей ощущение, что мастер далек от использования до предела своих голосовых средств и обладает еще достаточными силами для всего того, что от него потребовал бы случай. В этом основа большого искусства пения».

П оцесс вдоха должен быть заметен наблюдателю только по приподнимающейся грудной клетке, а не приподнимающимся плечам.

П вец не сможет овладеть силой своего звука, если он прежде всего не научится управлять дыханием.

В адение дыханием – дело большой важности для выравнивания голоса во всем его объеме /27/.

П ть «на выдохе» – большое зло, нужно задерживать дыхание.

Перед фонацией ребра сделали «вдох», но не остались в состоянии максимального вдоха, а тут же опустились до состояния среднего умеренного вдоха. Далее началась фонация, но ребра певца не спадают: они уверенно удерживаются в прежнем положении до конца ноты. А у некоторых – не только неспадение, а раздвижение ребер! (Парадоксальное дыхание).

В связи с различным подсвязочным давлением, необходимым для разных гласных, чтобы звучание их было приблизительно одинаковой громкости, диафрагма при фонационном выдохе ведет себя по-разному.

П оизнося на одном дыхании «И – А» сначала диафрагма поднимается (выдох на «И»), но когда начинается «А», диафрагма сначала останавливается, а потом идет… книзу! Выдох продолжается и ребра постепенно спадают, а диафрагма за это время успевает сделать «выдох» и «вдох» в зависимости от гласной.

В едность для голоса перебора воздуха и пение на максимальном вдохе объясняется тем, что под влиянием сильного давления в легких и максимального раздвижения ребер, диафрагма уплощается, опускается и не может совершать свои регулирующие парадоксальные движения, лишает ее опоры /20/.

И всех видов спорта, положительно влияющих на дыхание, первое место занимает гребля.

П лезно помнить, что в ущерб возможности взять полное дыхание, никогда не следует растягивать музыкальные фразы. Держите их в строгом ритме и пользуйтесь каждым случаем, чтобы возобновить количество воздуха. Но не искажать логики фразы неуместным взятием дыхания. Помните, что прежде всего аудитория требует слова, она хочет знать, о чем повествует певец. Приучив себя к частому возобновлению дыхания – потеряешь кантилену /3/.

В ладывая глубокий смысл в то, что он поет, человек тем самым помогает правильной регуляции дыхания и других функций. Это – результат проявления сложных обратных связей между первой и второй сигнальными системами /4/.

П ние – это не сумма отдельных полноценных звуков. Эти звуки должны быть связаны в мелодию единым дыханием, гибко изменяющимся в зависимости от высоты, силы, тембра гласной /6/.

С ла звука растет с увеличением подсвязочного давления /9/.

Н д развитием дыхания Смирнов занимался так: держа перед собой на расстоянии двадцати сантиметров страусовое перышко и сжав губы, как будто собираясь тушить свечу, он тянул гамму на пиано и чтобы перышко колебалось ровно при звучании любого регистра голоса. Его дыхание поражало необъятностью /10/

Опора дыхания

К к плачут маленькие дети? У них работает, вибрирует все тело, а голос свободен и никогда не срывается, потому что всегда на опоре. Вот вам источник и основа певческого звука /2/.

К рузо не признавал тонкого, не подпертого полным дыханием звука, взятого так называемым фальцетом. Он бесцветен и нарушает однородность всей гаммы. (Применял фальцет редко, но поддерживал дыханием). /27/

«Центр тяжести» ощущений певца при правильном пении лежит не в области голосовых связок и гортани. Доминирующими оказываются ощущения от сложной работы дыхательных мышц (опора дыхания) и сильнейшие вибрационные ощущения певческих резонаторов.

Г ртань, а также мягкое небо правильно функционируют только тогда, когда диафрагма имеет хороший тонус и занимает высокое положение. Зависимость между диафрагмой и работой гортани объясняется тем, что эти далеко расположенные друг от друга органы управляются одним и тем же нервом (блуждающий нерв или «вагус»).

П и пении на хорошей опоре, вибрация грудного резонатора у всех певцов более или менее усиливается по мере держания ноты. При пении без опоры интенсивность вибрации грудной клетки заметно падает к концу звука.

З ук без опоры на слух можно характеризовать как вялый, безжизненный, неполетный, часто без вибрато или с очень нерегулярным, неустойчивым вибрато. Звук же на опоре – яркий, звонкий, насыщенный, хорошо несется.

О ущение певческой опоры звука теснейшим образом связано у певца с ощущением хорошо выраженной и, как правило, прогрессирующей вибрации грудного резонатора /20/.

К к прием для выработки опоры дыхания при пении многие рекомендуют небольшую паузу на вдохе и небольшой дополнительный вдох.

…ученик на данном уроке «не держит дыхания», звук получается неустойчивый. В таком случае излишняя нагрузка падает на гортань, получается горловой оттенок. Педагог обращает внимание ученика на необходимость усиления внимания к дыханию. В ответ на это он начинает активизировать внутреннюю мускулатуру гортани, напрягает наружные шейные и внутренние гортано-глоточные мышцы /4/.

«В пении мы жизнь ощущаем через дыхание: переливчатость звука, опертого на дыхание, вот что влечет нас!» (Астафьев) /5/.

Ж лая ввести в работу дыхание, употреблял приемы «стона», «кряхтения» /6/.

С роить певческую фонацию на брюшном прессе не следует (быстрая утомляемость брюшной мышцы). Наличие же в диафрагме большого количества красных мышц и ее малая утомляемость говорят о том, что эта мышца является прекрасным энергетическим источником, питающим певческую фонацию. Весь певческий звук должен базироваться на мышечном комплексе автоматического певческого выдоха, то есть на работе гладкой мускулатуры и эластической сети бронхов, трахеи и диафрагмы, а поперечно-полосатая мускулатура мышечного комплекса брюшного пресса является нужным и действенным резервом на случай необходимого форте или фортиссимо /37/.

В условиях встречного сопротивления (противодавление, импеданс) может быть создано большое подсвязочное давление, и энергия колебания резонаторов, возбуждаемых прорывающимся сквозь голосовую щель воздухом, будет велика – звук будет сильным. При этом голосовые мышцы будут совершать свою работу с умеренной затратой энергии, так как часть работы с подсвязочным давлением возьмет на себя надсвязочный столб воздуха.

П и снятии звука с опоры (неопертое пиано) надсвязочная полость раскрывается и «предупорная камера» перестает существовать. Хорошо сформированная «предупорная камера» является непременным условием правильного опертого певческого голосообразования.

В чувство опоры входят и слуховые ощущения от звучания, и ощущения напряжения мышц дыхания, и связочно-гортанное чувство, и ощущение от поднятого подсвязочного давления (чувство столба воздуха) и, наконец, вибрационные резонаторные ощущения /9/.

Е ли снять голос с дыхания, то немедленно включаются в работу мышцы гортани – ведь что-то должно поддерживать звук. А при мышечном напряжении (не говоря о том, что так долго не пропоешь) звук, как правило, получается некрасивой окраски, зажатый, плоский, открытый, а то может случиться просто «кикс», то есть на какое-то мгновение звук прервется.

Д я того, чтобы избавиться от вмешательства мышц гортани, нужно совершенно освободить нижнюю челюсть, тогда мышечное напряжение будет невозможным /10/.

…чем сильнее будет опора на диафрагму, тем полнее и устойчивее окажется звук /43/

Резонаторы. Регистры. Тембр

Р зонаторы – усилители звука. Головной резонатор – для высоких звуков. Грудной – для низких.

Р гистры носят наименование соответственно резонаторам.

М кстовый регистр – средний, смешанный /26/.

О величины и формы резонаторов зависит выделение тех или иных обертонов.

Н в чем певцы так не отличаются друг от друга, как в характере голосов.

К рузо с таким совершенством управлял резонаторами, из которых он извлекал свой огромный, богатый и могучий голос, что малейшее изменение в движении губ и щек сопровождавшее легчайший переход в изображаемых эмоциях, придавало его звуку другую окраску.

«Слышите, а может быть, это только мне слышится, нравственный дух человека в его тембре голоса» /1/.

Г ворят, что верхние резонаторы, это «форматоры гласных».

В вибрационных колебаниях верхнего резонатора содержится большое число высоких обертонов, в то время как колебания грудного резонатора представляют собой почти чистый основной тон, свободный от обертонов.

П этому педагог стремится всеми силами заставить ученика почувствовать так называемую «маску», чтобы звук был «в высокой позиции», «сочился из глаз», а при особо удачной ноте, чтобы «голова закружилась» от ощущения сильной вибрации верхних резонаторов. Значит ощущение «маски» это ни что иное, как вибрационные ощущения.

У хороших певцов оба резонатора звучат одинаково хорошо не только на всех нотах диапазона, но и на всех гласных, что и обеспечивает звук одинакового тембра, независимо от высоты ноты и от различия в гласных.

К Эверарди советовал ученикам «ставить голова на грудь, а грудь на голова».

П дагоги и в настоящее время советуют обращать внимание на нижний резонатор при пении высоких нот и на верхний – при пении низких (рекомендуется ощущение «чем выше – тем ниже, а чем ниже – тем выше»).

Э о говорит о важной роли в диагностике голоса /20/.

В красоте тембра – 90 процентов успеха певца /3/.

Н блюдения педагогов показывают, что когда начинающий певец или певица достигает так называемого медиума, лежащего между верхней и нижней границами диапазона, голос приобретает неприятный тембр /4/.

В тембре Глинка видел одно из главных средств вокальной выразительности.

М лейшее изменение формы полости рта отражается на тембре звука. Рот, раскрытый в виде вертикального овала (буквы О), вызывает более темную окраску, придает звучанию «округлость». Рот, растянутый по горизонтали, приводит к более светлой окраске звука.

О но и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы.

«Мрачно» - это указание композитора относится главным образом к тембру голоса исполнителя.

Т ким образом, на протяжении одной песни в зависимости от содержания, настроения, композитор требует неоднократно изменять тембр.

Г инка предпочитал метод внутреннего представления, мобилизации фантазии непосредственному показу.

О разное, колоритное слово, по мнению Глинки, должно вызвать окраску голоса певца /5/.

Р сский язык относится к числу тембральных.

В етнамский язык – тональный /21/.

Д я освоения микста (смешанного звукообразования) рекомендовал, идя кверху, не усиливать голоса, не стремиться к мощному резонирующему в груди звуку. Наоборот, он просил смягчить звук и, раскрепощая работу гортанных мышц, найти как бы фальцетное, легкое, прозрачное звучание. По мере освоения этого легкого звучания, его можно насыщать большим грудным резонированием.

Т к создается ровный переход в верхний отрезок диапазона голоса, имеющий смешанный характер.

«Флейтовые» звуки бедны обертонами, в них нет той вибрации, которая придает звуку волнующую слух жизненность. «Флейтовые» звуки – это своего рода техническое бессилие, которое проявляют даже выдающиеся певцы, не умеющие сохранить минимальное участие грудного звучания на предельных верхних звуках.

П вец, по выражению Россини, столько же приобретает в силе своих верхних нот, сколько теряет их в тембре /6/

П гребов говорил: «Никогда не забывай, что не следует увлекаться силой звука. Вся прелесть и красота пения заключается в тембре.

П й всегда на тембре, и ты будешь певцом!» /8/.

К тембровым обогатителям относятся также все надсвязочное и надгортанное пространство, начиная от ложных голосовых связок и до кончика языка и зубов.

Т мбр речевого и певческого голоса не всегда сходен. За некрасивым речевым голосом часто скрывается прекрасный певческий и наоборот /33/.

Р зонанс является причиной усиления различных групп обертонов, то есть основным темброобразующим механизмом.

П и резонансе получается усиление звучания, хотя новой энергии не возникает, не добавляется /стр. 168–169/.

Ч м меньше объем резонатора, тем выше его собственный тон (звук за одно и то же время много раз отражается от стенок, чем в большом резонаторе). При наливании воды в бутылку высота звука увеличивается с наполнением.

П вцы говорят: «Звук, который кладется на зубы или посылается «в кость», то есть в череп, приобретает «металл» и силу. Звуки же, которые попадают в мягкие части неба или в голосовую щель, резонируют как в вате».

…все свободное время, дома, я мычал, ощупывал новые резонаторы, упоры, все по-новому приспосабливаясь к ним. Во время этих поисков я заметил, что когда стараешься вывести звук в самую «маску», то наклоняешь голову и опускаешь подбородок вниз. Такое положение помогает пропускать ноту как можно дальше вперед…

Т к выработалась целая гамма с высокими предельными нотами. Но пока все это достигалось при мычании, а не при подлинном пении с открытым ртом.

…как всегда лег на диван, начал по обыкновению мычать и после почти годового промежутка впервые решился открыть рот при хорошо установленной на мычании ноте… и вдруг неожиданно из носа и изо рта точно вылупился и с силой вылетел давно назревший новый, неведомый мне звук, похожий на тот, который все время мерещился мне, который я подслушал у певцов и давно искал в себе.

Р ньше, до моих систематических занятий, я быстро охрипал от громкого долгого пения, теперь же напротив, оно оказывало на горло целебное действие и очищало его.

Б ыл и еще приятный сюрприз: зазвучали ноты, которых не было раньше в моем диапазоне. Явилась новая окраска в голосе, другой тембр, благороднее, бархатистее прежнего.

Б ыло ясно, что с помощью тихого мычания можно не только развить звук, но и сравнять все ноты на гласных.

Д льнейшие пробы выяснили, что чем выше идет голос, переходя в искусственно закрытые ноты, тем больше упор звука перемещался вверх и в переднюю часть «маски», в область носовых полостей.

Н … на одной из оперных репетиций известный дирижер критиковал певца за то, что он слишком сильно выпирает звук в самый перед «маски», отчего пение получало неприятный цыганский пошиб слегка носового оттенка.

…не бросая найденного, я стал искать в своем черепе новые резонирующие места во всех точках твердого неба, в области гайморовой полости, верхней части черепа и даже в затылке, – всюду я находил резонаторы. Они в той или другой мере делали свое дело и окрашивали звук новыми красками.

И этих проб мне стало ясно, что техника пения сложнее и тоньше, чем думалось, и что секрет вокального искусства не в одной только «маске» /13/.

У человека есть два механизма изменения тембра:

– менять форму и размеры резонансных полостей /9/

С льно расширенная гортань ведет к тому, что тембр теряет свою обертонность, становится бескрасочным. Голос начинает звучать тускло, немолодо, и теряет полетность /41/.

Р зонаторы отвечают в полной мере на звук лишь при правильном формировании его.

…сила грудного резонанса ярче выражена у худых и слабее у полных, больше у мужчин, чем у женщин, сильнее на буквах «О» и «У», чем на остальных гласных.

П теря в старости тонуса гладкой мускулатуры является причиной ослабления голоса.

…Каждый певец должен стремиться развивать свой средний и нижний регистры на грудной опоре и грудном резонаторе. Пение на грудной опоре придает голосу теплоту, задушевность, волнующую естественность.

М гкое небо… дает певцу возможность свободно владеть крайним верхним регистром и ощущать его устойчивость… Надо стремиться, чтобы мягкое небо сокращалось более вширь, чем в

…абсолютное закрытие хода в носоглотку на верхнем регистре делает звук узким, однотонным, теряющим полетность и тембровую насыщенность.

П авильно владеть средним регистром – это значит надолго сохранить голос /43/

Прикрытый звук. Белый звук. Бельканто

П икрытие звука – настройка голосового аппарата главным образом за счет расширения нижней части глотки и соответственного формирования ротовой полости /18/

С щность манеры пения прикрытым звуком выражается в том, что некоторые гласные, например «И», «Е», «А», поются, приближаясь к «Ы», «Э», «О», то есть округляются. В большей мере

это относится к неударным

Р т не следует открывать слишком широко – может привести к «белому» звуку.

А ртикуляционный аппарат всех певцов должен принимать форму, соответствующую данной гласной (рот, губы, язык, зубы, мягкое

и твердое небо).

З уки верхнего, головного регистра требуют особенно тщательного округления. В округлении большую роль играет полость рта.

О ругление достигается максимальным поднятием верхнего неба, благодаря чему резонаторная полость рта расширяется и принимает куполообразную форму.

С епень «прикрытия» в практике академического пения может быть чрезвычайно различна /26/.

Ч обы избежать изменения тембра на медиуме, по мнению некоторых певцов, необходимо смягчить предшествующие ноты и усилить последующие, что вполне поддается усилиям воли. /41/

В селые вещи надо петь более светлым звуком, не переходя в «белый», который неприятен, вульгарен и утомляет горло /6/.

Б елый звук, открытый – обусловлен усиленным звучанием верхних гармоник и недостаточным – нижней форманты, придающей звуку глубину, округленность.

Т ебование: «Не растягивать рот горизонтально», свободно открывать его книзу, значительно произносить слова, округляя гласные «А», «Э», «И», помогает овладению правильным, прикрытым звуком.

Б ельканто – прекрасное пение – характеризуется певучестью, полнотой, благородством звука (пение на опоре), подвижностью к выполнению виртуозных пассажей /18/.

И альянское бельканто ближе к русскому распеву /5/

Форманты

Т рмин форманта (от слова форма, формировать) применяется там, где имеются усиленные обертоны, формирующие характерную окраску тембра данного звука или инструмента.

Б лагодаря изменению некоторых полостей ротоглотки, резонаторное усиление исходных обертонов происходит в широких пределах. Именно поэтому в спектре голоса человека получаются «пики» усиления отдельных обертонов, которые часто оказываются сильнее основного тона.

Ц нность скрипки определяется особенностями строения ее корпуса, дек, а не качеством натянутых на нее струн.

К ждый гласный звук содержит в своем обертоновом составе две основные относительно усиленные области частот, так называемые характеристические тоны Гельмгольца, по которым наше ухо и различает один гласный от другого.

Э и области частот, характеризующие звучание каждого гласного звука, носят название формант гласных. Одна из них образуется за счет резонанса глотки, вторая – ротовой полости. Этим и определяется необходимость перемещать язык при переходе от одного гласного к другому – обеспечить изменение объема воздуха для образования нужных формант.

П и едином положении языка невозможно произнести разные гласные.

Т ким образом переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей. А остальной набор обертонов, характерных для того или иного человека, создает индивидуальный тембр.

Н зкая певческая форманта (частота 517 Гц), с ее присутствием связано округлое, полное и мягкое звучание. Если ее удалить, то звук обеляется, приобретает плоский характер.

В сокая певческая форманта (для низких голосов 2500–2800 Гц, более высоких – 3200 Гц) привносит в звук яркость, блеск, «металл». От ее присутствия зависит «дальнобойность», полетность звука, способность «пробивать» оркестр.

Г лос без ВПФ… значительно уменьшается по силе.

У мастеров вокала в области ВПФ сосредоточено 30-35% всей звуковой энергии голоса.

В Ф и НПФ сообщают звуку специфический певческий характер.

З дача певца – научиться артикулировать гласные, пользоваться динамикой звука так, чтобы ВПФ и НПФ всегда присутствовали в голосе в равной мере.

В Ф возникает в гортани человека. Надсвязочная полость гортани, образующаяся между голосовыми связками и входом в гортань, имеет размеры 2,5–3,0 см. и резонирует на частоте 2500–3000 Гц, то есть как раз в области ВПФ.

Э а полость у квалифицированных певцов во время пения всегда четко ограничена от полости глотки суженным входом в гортань. Размеры и форма ее, а следовательно и резонанс, сохраняется на всех гласных и на всем диапазоне, чего в речи у тех же певцов не наблюдается.

В трахее и гортани формируются певческие форманты, а в глотке и во рту – форманты гласных.

П зиция гортани у мастера вокала строго фиксирована, что обеспечивает постоянство резонирующих полостей.

Е ли для основных тонов голоса и низкочастотных обертонов звук распространяется во все стороны от ротового отверстия примерно с равной интенсивностью, то для области ВПФ имеется ярко выраженная направленность звука вперед. Основная энергия звука имеет четкую направленность.

О обенно велика направленность согласных звуков, имеющих в своем составе много очень высоких частот, например свистящих и шипящих: «С», «Ц», «Ш», «Ч», «Щ» и др. Это важно знать для правильной дикции. Хорошая подача согласных в сторону публики обеспечивает достаточную разборчивость даже на очень большом расстоянии /9/.

«Четко выраженную высокую певческую форманту следует считать основным и важнейшим качеством хорошо поставленного голоса» (Ржевкин С. Н.)

В сокая певческая форманта – группа высоких обертонов.

П вческая форманта, определяющая звонкость голоса, как правило, больше выражена в драматических голосах, чем в мягких лирических. На пиано коэффициент звонкости несколько меньше, чем на форте, однако при чрезмерном форсировании голоса, особенно у неопытных певцов, коэффициент наоборот уменьшается.

Х роший певец отличается от плохого тем, что у него все гласные имеют достаточно высокий коэффициент звонкости. Мало зависит звонкость голоса у хорошего певца и от высоты ноты: все ноты звонкие.

З уки, богатые высокими обертонами, имеющие хорошо выраженную певческую форманту (что придает им звонкость), квалифицируются термином «высокая позиция».

Н блюдение спектра собственного голоса на экране спектрометра позволяет певцу быстро добиться увеличения относительного уровня ВПФ, повысить звонкость и убедиться с какими ощущениями это связано /20/.

– Импульсы верхней форманты зарождаются в гортани, ротоглоточный рупор на них не оказывает воздействия.

– Положение надгортанника не имеет существенного значения в образовании частот ВПФ.

К к известно, в процессе пения и речи надгортанник находится в движении и не занимает строго фиксированной позиции. На «открытых» певческих звуках он опущен, на «прикрытых» – приподнят. Однако в обоих случаях в голосе сохраняются интенсивные частоты в области 3000 кол/сек. /21/

П лость рта делится на два связанных резонатора: заднего – полость глотки и переднего – полость рта, в которых и образуются форманты, характерные для каждой гласной. Оба резонатора разделены узкой воздушной прослойкой, образующейся между небом и поднятым языком (передней или средней его части). Для гласных «У», «О», «А» передняя полость больше задней, для «Э», «И» задняя больше передней. Следовательно, для «У», «О», «А» наиболее характерной является низкая форманта, для «Э», «И» – высокая /16/.

Тесситура. Тональность

Т сситура – степень напряжения голоса, связанная с относительно продолжительным пребыванием в соответствующей части диапазона /26/.

Т сситура – часть диапазона голоса, наиболее использованная в пьесе. Самая удобная тесситура для певца – средняя, высокая и низкая тесситура быстро утомляют поющих, неблагоприятны для чистоты интонирования.

Т анспозиция (лат.) – перестановка.

Т анспонирование – перенос звуков музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз. При любой транспозиции, за исключение транспозиции на октаву, меняется тональность произведения. Часто применяется при разучивании тесситурно трудных пьес (главным образом вниз).

О щеизвестен также прием пения произведения на репетициях в других тональностях, чтобы при выступлении певцы уверенно держали авторскую тональность, которая в этом случае воспринимается ими более свежо /18/.

Н до отдать должно церковникам – как правило, они используют мелодичную музыку, которая берет, как говорится, за душу. При этом обращает на себя внимание одна любопытная деталь – из всего звукового ряда церковь всегда предпочитала низкочастотные регистры, а из всех музыкальных инструментов – инструменты низкочастотного, басового звучания.

М щные, особо низкие звуки органа в католических храмах или густой гул больших колоколов и красивый бас дьякона в православных церквах как нельзя больше волновали души верующих.

З онкие трели малых колоколов или высокие голоса мальчиков при этом лишь оттеняют басовые звуки, несущие основную нагрузку.

Н протяжении веков особенное воздействие низких звуков ощущалось верующими интуитивно, научное же объяснение этому явлению долгое время дать не могли.

К к выяснили ученые, лишь в области низких частот – примерно до 500 кол/сек слух чутко улавливает высоты тона гармонического характера, необходимого нам для более полного восприятия мелодии. В этой частотной области мелодическое различие между двумя звуками определяется лишь отношением их частот. В области же выше 500 кол/сек ощущение высоты тона перестает быть гармоническим. Один и тот же частотный интервал в области до 500 кол/сек и в области выше 500 кол/сек дает различное ощущение мелодической высоты тонов.

Е ли какой-либо мотив переложить, соблюдая законы гармонии, из низкой тональности в более высокую, то в мелодичном отношении его диапазон сузится. Если же переложение выполнить с соблюдением соотношений, характерных для слуха, то в мелодии совершенно нарушаются гармонические соотношения и мелодия перестает существовать.

Н потому ли основные тоны с частотой намного выше 500 кол/сек, как правило, в музыке применяются очень редко или их вообще избегают.

Т ким образом только в низкочастотной области слух обладает способностью наиболее полно воспринимать звуковые сочетания.

Из акустических законов следует, что чем больше инструмент, тем более низкий звук на нем можно получить.

Т оретик церковного пения В. Ф. Комаров писал: «Что такое большой хороший колокол с его сравнительно простым однообразным гулом?.. Во всей природе и искусстве нет звука, который при той же могучести имел бы в себе столько мягкости и своеобразной гармонии...» /24/.

У тавшие исполнители (а капелла) в конце спектакля нередко имеют тенденцию к понижению тональности.

В практике встречаются примеры, когда певец, разучивая произведение вполголоса, интонирует правильно, но стоит запеть полным звуком, как обнаруживается интонационная неточность. Это происходит не от недостатка слуха, а от неправильной позиции. Повышение интонации является следствием излишней форсировки звука, когда дыхание перенапрягает голосовые связки и звук от этого становится выше нормального (подобное происходит при излишнем натяжении струны музыкального инструмента) /15/.

К ччини предлагает выбирать тональность, удобную для певца. Карузо советует не насиловать тесситуру /16/.

Е ли в заглушающем шуме преобладают низкие частоты, то такой шум оценивается как «мягкий», «приятный», и он, как правило, стимулирует голосовую функцию.

Ш мы с преобладанием высоких призвуков оцениваются как «жесткие», «колючие» и плохо сказываются на голосе.

В вод: в аккомпанементе певцам должно содержаться больше низких «мягких» звуков и меньше высоких, резких.

О рицательное действие высоких частот объясняется тем, что они маскируют, заглушают важнейшее акустическое качество певческого голоса – высокую певческую форманту. Певец перестает ощущать звонкость своего голоса, делает всевозможные попытки восстановить, но не добивается результата и отказывается петь. Кроме того, звуки с преобладанием высоких частот сами по себе оказывают отрицательное воздействие на слух человека и его нервную систему.

Б олее высокие по своей природе голоса сохраняют хорошую разборчивость вокальной речи на более высоких нотах, чем низкие голоса – критерий «естественности артикуляции» – также относится к признакам, характеризующим тип голоса /20/.

Н низких и средних нотах ошибок в дикции меньше. Чем выше нота, тем труднее артикулировать звуки.

О обенно сильное ухудшение дикции при приближении к верхам наблюдается у женских, а также у детских голосов. Практически это означает, что ни одного слога, пропетого на этих нотах, слушатели не могут записать без ошибок.

Собинов жаловался, что Направник «не хочет понять, что та простота и естественность исполнения, которых требовал Глюк, возможны только при удобствах для голоса. И прежде, чем остановиться на той или иной тональности, я перепробовал их все и выбрал ту, где мое исполнение может быть спокойным и естественным».

В прос тональности не играл для него роли, если она тормозила создание образа /6/

Н интонацию влияет также и позиция звука. Певец должен петь только в «высокой позиции», «приближая» звук и больше используя головные резонаторы. Тесситура влияет на позицию звука, а следовательно, и на интонацию. Низкая тесситура может вызвать понижение звука. Поэтому необходимо воспитывать у певцов умение петь в высокой позиции при любых тесситурных условиях /22/.

Атака звука

В е дальнейшее звучание голоса зависит от его начала. Начав правильно звук, мы уже закладываем основу для дальнейшего звуковедения. Дальнейшая задача певца – это сохранить верное начало. В атаке, как в зерне, заложен весь голос певца. В ней дыхание и голосовые связки взаимодействуют очень ясно, ощутимо, и поэтому через эти ощущения, сопровождающие атаку, легко осознать верное взаимодействие этих двух основных компонентов голосообразования (дыхание – связки).

Т ебования при атаке звука были обычными, характерными для русской вокальной педагогики: спокойный, умеренный вдох «вниз», ощущение свободы глотки как при легком зевке, свободно открытый рот, кратковременная задержка вдоха и точная, легкая атака звука.

З нятия над атакой, как правило, на чистом гласном звуке «А», требующем для своего образования наименьшей связочной и дыхательной энергии по сравнению с другими гласными /6/.

А така звука – моментальная установка связок гортани на ту или иную ноту певческого диапазона, что достигается жестким или мягким смыканием связок, происходящим в соответствии с силой струи.

С абая, не слышная для других атака без усилия берущегося звука, уменьшает чрезмерную иррадиацию возбуждения в мозгу, а вместе с тем ликвидирует напряжение наружных и внутренних мышц гортани, предупреждает «зажим» связок.

В сстановив на полном молчании физиологическое дыхание, вернувшись к мягкой атаке звука, производимой без всякого напряжения, можно затем усилить получающийся звук с помощью системы резонаторов и правильной расстановки формант, могущих превратить пиано, похожее на легкий стон, в громоподобное форте и заставить его лететь в пространство, преодолевая по пути «стену» звуков оркестра. (Эта рекомендация, вероятно, не может быть универсальной). /4/

К ртину правильной атаки звука никак невозможно превратить наглядно, кроме слуха.

Е инственно-верный и целесообразный прием для формирования правильной атаки певческого звука – это легкое, непринужденное, без какого-либо насилия над гортанью, движение голоса на стаккато в средней части тесситурной настройки данной индивидуальности.

Звук при этом приобретает те тембровые качества, которые характеризуют лучшую часть звуковой шкалы певца.

Т енировочный процесс атаки певческого звука и его влияние на певческий голос в целом таков, что дает нам возможность воспитывать певцов с неприкосновенным сохранением их индивидуальных красочных особенностей голоса.

Самое ценное свойство такого звука – это прежде всего ярко выраженная перспективность развития, через сравнительно короткий срок появляется собранность, блеск, мягкость и кантиленность. Причем, кантиленность отличается естественностью и непринужденной чистотой /37/.

П и твердой атаке много высокочастотных обертонов, при мягкой – мало, и звук носит «рассыпанный», «несобранный», мягкий характер.

С едовательно, характер смыкания голосовой щели играет решающую роль в образовании первичного спектра гортани, а значит, и звучания голоса в целом /9/.

П сле смены дыхания каждый певец должен применять мягкую атаку, голос должен незаметно влиться в общее звучание /26/.

Высокие ноты

Н та, предшествующая высокой или неудобной, должна быть «трамплином», берется такой же манерой, какой будет взята последующая трудная нота. Нужно подготовить и место звучания и положение рта. Хорошо подготовленная, – нота появится как бы сама собой (хотя эта же трудная нота в другом случае может быть взята иначе, легче).

З ачительно помогает взять неудобную ноту четкое произнесение предшествующей ей согласной буквы, особенно если она сонорная или помогает хорошему резонированию /26/.

П и высоких тонах никогда не рекомендуется набирать воздух с избытком. Глубоко заблуждается тот, кто думает, что нота верхнего регистра требует большого количества воздуха. Все заключается в умении подойти к этой ноте.

Н увлекайтесь пением на высоких нотах, берите их в быстрых пассажах, а главное – не выкрикивайте их – вред.

Е ли высокая нота стоит после паузы и ее приходится брать специальной атакой, надо стараться удержать позицию гортани предшествующей ноты и при возобновлении дыхания не забывать ее, не терять /3/.

Л вов образно говорил, что каждому певцу отпущено только строго ограниченное число предельных верхних звуков и поэтому «расходовать» их надо чрезвычайно экономно.

В сота звука прямо пропорциональна напряжению, но надо, чтобы слушатель этого не ощущал.

О ибка молодого певца – это небрежно, невнимательно спетые предшествующие верхнему звуки и стремление «взять» верхний звук. Небрежно спетый конец одной фразы неизбежно ведет к судорожной перестройке голосового аппарата для верхнего начала последующей. Это лишает пение плавности и звуковой ровности.

Н жно иметь привычку неустанно следить за сохранением единства позиции звучания. Это облегчит выработку хода к верхним звукам /6/.

«...для удаления зажима на высокой ноте надо ставить гортань и зев совершенно также, как это делается во время зевания» /13/.

В случае надобности исполнения крайних высоких звуков требуется при высокой позиции голоса очень сконцентрированное дыхание с втянутым животом и предельно раскрытым зевом.

З ук должен производить «колющее» впечатление /16/

В спитание верхних звуков не только не требуется начинать с нижних нот, а даже напротив, очень опасно. Мы рискуем при этом включить в звукоизвлечение при движении голоса к верхним нотам также мышечные элементы, которые могут создать картину функционального торможения и задержать дальнейшее развитие высоких тонов, ибо мышцы включаются в работу всей своей массой, а при движении звука вверх пытаются полностью принимать участие в образовании верхних звуков. Это является помехой в работе, и следовательно, участие мышечных элементов в формировании высоких нот должно быть индивидуально ограничено /37/.

Н до помнить, что надсаживание голоса на одной или на нескольких предельных нотах голосового диапазона только раздражает зрителя /13/.

В 1741 г. Феррейн (Ferrein) впервые произвел опыты над мертвой гортанью, которые позднее тщательно проверил И. Мюллер. Оказалось, что лишь «в общем» число колебаний голосовых связок подчиняется законам колебания струн, по которым удвоение числа колебаний всякой струны требует возведения в квадрат натягивающего груза.

Мюллер сокращал длину голосовых связок , прижимая их в разных местах пинцетом как при натяжении, так и в различных расслабленных состояниях. Оказалось, что в зависимости от натяжения связок получаются или низкие, или высокие звуки при функционировании как длинных, так и коротких связок.

Большое значение придается деятельности голосового мускула (m. thyreo-arythenoideus s. vocalis). На живой гортани высота звука зависит не от удлинения, а от сокращения голосовых связок, что обеспечивается деятельностью m. vocalis (В. С. Канторович). Более короткие и упругие голосовые связки при прочих равных условиях обеспечивают повышение звука, что соответствует физическим понятиям о колеблющейся струне. В то же время утолщение голосовых связок приводит к понижению звука.

Когда по мере повышения основного тона напряжение голосовых мышц (без утолщения связок) становится недостаточным, повышению тона способствуют щито-перстневидные мышцы, натягивающие (но не удлиняющие) голосовые связки (М. И. Фомичев).

Колебания голосовых связок могут осуществляться не на всем их протяжении, а лишь на определенном отрезке, за счет чего достигается и повышение тона. Это происходит вследствие сокращения косых и поперечных волокон голосовой мышцы и, возможно, косых и поперечных мышц, черпаловидных хрящей, а также боковой перстне-черпаловидной мышцы.

М. И. Фомичев считает, что положение надгортанника оказывает некоторое влияние на высоту тона. При очень низких тонах надгортанник обычно бывает сильно опущен, и голосовые связки при ларингоскопии становятся необозримыми. Как известно, закрытые трубы дают более низкий звук, чем открытые.

В пении различают грудной и фальцетный звуки . Музехольду удалось при помощи ларингостробоскопических фотографий проследить отдельные замедленные движения голосовых связок.

При грудном голосе связки представляются в виде двух толстых напряженных валиков , плотно сжатых друг с другом. Звук здесь богат обертонами и амплитуда их медленно убывает с увеличением высоты, что придает тембру характер полноты. Наличие резонанса грудной клетки при грудном регистре большинством исследователей оспаривается.

При фальцете связки представляются уплощенными , сильно растянутыми и между ними образуется просвет. Колеблются лишь свободные края истинных связок, отодвигаясь вверх и латерально. Полного прерывания воздуха при фальцете не получается. По мере повышения фальцетного тона голосовая щель укорачивается за счет полного смыкания связок в задних отделах.
При смешанном звучании связки колеблются приблизительно половиной своей ширины.

Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Если вы никогда не учились пению или только начинаете, то, возможно, вам просто будет интересно познакомиться с вокальными терминами, узнать для себя что - то новенькое. Ну, а если вы хотите заниматься вокалом профессионально, то вам просто необходимо знать строение вашего рабочего аппарата, хотя бы в общих чертах. Знания сократят ваш путь к успехам в вокале, уберегут от многих «подводных камней». Точная информация поможет «отфильтровать» сведения и не верить всем советчикам без разбору. К тому же, гораздо легче совершить действие, сначала подробно представив его процесс мысленно.

"Человеческий голос является результатом координированной работы всего голосового аппарата", - писал Мануэль Гарсиа - крупнейший педагог 19 века (г. г)
Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.
Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Ларингологи установили, что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких. Однако у Карузо - тенора были связки баса.
Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т. д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.
Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.
Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов.
Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.
Резонатор - прежде всего усилитель звука.
Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.
В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше говорилось о головном резонаторе.
Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.
Немецкий педагог Ю. Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".
Важную роль играет дыхание певца.
Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.
В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.
Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воздушное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти считал "необходимым условием пения умение сознательно управлять дыханием".

Как можно развить дыхательную мускулатуру?

«Пластичность» дыхания, силу, свободное обращение с ним певцу нужно нарабатывать дыхательными упражнениями. В прежние времена итальянские педагоги вокала подносили ко рту ученика зажженную свечу. Колебание или угасание пламени указывало на то, что ученик выдыхает слишком много воздуха, не используя его. Занятия со свечой продолжались до тех пор, пока техника вокального дыхания не доводилась до совершенства. Кроме таких упражнений со свечой можно посоветовать упражнения с книгами, которые кладут на живот в положении лежа и поднимают силой диафрагмы.

Как это может пригодиться в повседневной жизни?

«Дыхание – это жизнь!» - гласит пословица. «Если вы хорошо дышите, вы будете долго жить на Земле», - говорят йоги. Если у вас нет времени и терпения регулярно заниматься дыхательными упражнениями по системе йогов, совместите приятное с полезным – пойте! Полное вокальное дыхание очень сходно дыхательной гимнастике йогов и несет такую же пользу:

    защищает от заболеваний дыхательных органов, избавляет от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т п. насыщает кровь кислородом, а значит и очищает ее развивает узкую грудную клетку помогает нормально работать желудку и печени, (сокращения диафрагмы вместе с ритмичным движением легких «делает» легкий массаж внутренним органам) восстанавливает работу организма, поэтому толстый человек – худеет, а слишком худой – поправляется

И ничего нет удивительного в том, что занятия вокалом помогают овладеть техникой дыхания на воде и под водой, т. к. основа плавания – такое же глубокое ритмичное дыхание.

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.
Научиться красиво и правильно петь очень не просто. У певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организма, и певец слышит себя не так, как окружающие. При обучении и резонаторные и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Поэтому певцу необходимо многое знать, понимать.

"Пение - сознательный процесс, а не стихийный, как многие полагают" - .
Певческие голоса, как у женщин, так и у мужчин бывают трех родов: высокие, средние и низкие.
Высокие голоса - это сопрано у женщин и тенор у мужчин, средние - соответственно меццо-сопрано и баритон , низкие - контральто и бас.
Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подразделения:


· сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драматическое (спинто), драматическое;

· меццо-сопрано и контральто сами по себе являются разновидностями;

· тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца);

· баритон-лирический и драматический;

· бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (профундо).

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко выраженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения относительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) бывает трудно сразу определить характер голоса.

Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов наиболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокальных ощущений.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

Наличие хорошей, надежной и перспективной, вокальной техники приводит к тому, что акустические показатели голоса звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и др. улучшаются в результате "настройки" голоса в процессе пения.
Умберто Мазетти считал, что "маленький диапазон и небольшая сила голоса не являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором". Он полагал, что от правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в диапазоне.
Голос редко бывает весь "на поверхности". Чаще его ресурсы скрыты из-за неумелого пользования вокальным аппаратом, его неразвитости, и только в процессе занятий, когда голос развивается, нам становится ясным его достоинства, богатство и красота тембра.

Научные исследования.

О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена. Лишь после изобретения ларингоскопа (1840 г.) и классических работ М. Гарсиа (гг.) стало известно, что звук голоса есть результат периодического вибрирования краев голосовых связок, происходящего под действием воздушной дыхательной струи. В качестве активной действующей силы в этом процессе (вибрирования: смыкания и размыкания голосовых связок) выступает напор воздушной струи. Это "миоэластическая теория" М. Гарсиа.

Ученый Рауль Юссон в 1960 году выдвинул новую, так называемую "нейромоторную теорию", сущность которой состоит в следующем: голосовые связки (складки) человека колеблются не пассивно под воздействием проходящего тока воздуха, как и все мышцы человеческого тела, сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Частота импульсов находится в большой зависимости от эмоционального состояния человека и от деятельности желез внутренней секреции (у женщин голос на целую октаву выше, чем у мужчин). Если человек начинает петь, то по данным Юссона, регулирования высоты основного тона начинает осуществляться "корой головного мозга".

Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. И поэтому обе эти теории являются ценными.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: чем чаще колеблются молекулы - тем звук выше, а чем амплитуда их колебаний больше - тем звук сильнее. Звуковые колебания в воздухе распространяются со скоростью 340 м в секунду. Голосовой аппарат - это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики.

Итак, как же устроены голосовые органы человека.

Основу их составляет диафрагма – мускульно - сухожильная перегородка, (грудо-брюшная преграда) отделяющая грудную полость от брюшной.. Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма, это мощный мышечный орган, прикрепляется к нижним рёбрам и позвоночнику. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объём грудной клетки увеличивается. Но мы не можем почувствовать диафрагму, т. к. её движение при дыхании и голосообразовании происходит на подсознательном уровне.
Грудная полость защищённая рёбрами и грудными позвонками, содержит жизненно важные органы- лёгкие, сердце, дыхательное горло, пищевод.

Лёгкие – как настоящие органные меха, участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха. Из лёгких воздух поступает в бронхи , тонкие и похожие на ветви дерева. Потом они объединяются вместе и образуют трахею, которая идёт вверх, вертикально. Трахея - состоит из хрящевых полуколец, она довольно подвижна, и соединена с гортанью.

Гортань выполняет тройную функцию - дыхательную, защитную и голосовую. Её остов составляют хрящи, которые соединены между собой суставами, связками, и мышцами, за счёт чего обладают подвижностью. Самый большой хрящ гортани - щитовидный, и его размеры определяют величину гортани. Для низких мужских голосов характерна крупная гортань, выступающая на поверхности шеи в виде кадыка. Верхнее отверстие гортани , так называемый вход в гортань образуется подвижным гортанным хрящём – надгортанником . При дыхании гортань свободна, а при глотании свободный край надгортанника наклоняется назад закрывая отверстие гортани. Во время пения вход в гортань прикрывается надгортанником. Гортань имеет свойство быть весьма подвижной, в основном, в вертикальной плоскости.

В середине гортань сужается, и в самом узком месте располагаются две горизонтальные складочки, или - связки. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Над голосовыми связками располагаются – желудочки гортани, над каждым из которых находится складка, параллельная голосовым связкам. Верхние желудочковые складки называются ложными и состоят из рыхлой соединительной ткани, желёз и слабо развитых мышц. Железы в этих складочках обеспечивают увлажнение голосовых складок, что очень важно для певческого голоса. При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Связки покрыты плотной тканью перламутрового оттенка. Связки могут изменять свою длину, толщину, и колебаться по частям, что придаёт голосу певца разнообразные окраски, богатство звука и подвижность.
Звук, резонирует в полости над гортанью, в глотке.

Глотка довольно объёмна, неправильной формы. Глотка отделяется от нёба, так называемой, нёбной занавеской . Маленький язычок в задней части нёба, словно образует двойную арку. Размеры глотки могут изменяться от движений нёбной занавески и языка. Так же для правильного звукообразования имеет большое значение артикуляция . Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в каждом отдельно взятом случае.

Поэтому педагогический подход к каждому вокалисту так - же очень индивидуален. При работе с певцом, учитываются в первую очередь физическое состояние голосового аппарата, физиологическое строение и личностные особенности певца, психологическое и эмоциональное состояния. И на основе полученного представления составляется индивидуальная программа

Главная задача педагога состоит в том, что бы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого певца именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно из данных упражнений не воспринимается учеником правильно, сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца. Важно, что бы певец почувствовал, что он может добиться правильного результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от занятий вокалом.
Несомненно, преподавателю необходимо соблюдать осторожность и не форсировать удачный результат. Главное, что ученик осознал и запомнил приятное ощущение при пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.

Гортань человека - это гибкий, обладающий тонкой структурой орган дыхательной системы, соединяющий глотку с трахеей. Он чрезвычайно важен для процесса дыхания и пищеварения, поскольку выталкивает вредоносные элементы, пытающиеся проникнуть в дыхательные пути. В гортани также образуются звуки, с помощью голосовых складок регулируется тембр, тон и громкость речи человека.

Устройство гортани

Гортань состоит из плотных тканей и представляет собой короткую трубку из девяти хрящей, покрытую характерным только для горла эпителием. Хрящи соединяются между собой особыми связками.

Гортань человека находится в районе шестого и четвёртого позвонка, за кожным покровом передней стороны шеи. Верх органа подходит к носовой части глотки, соприкасаясь с костью, расположенной под языком.

Особенности строения гортани полностью зависят от функций, возложенных на этот орган. Внешне трубка гортанной системы схематически напоминает два соединённых, соприкасающихся вершинами треугольника. Трубка сужается к центру, но расширяется по обеим кромкам. Серединой гортанной системы является голосовая щель - самая верхняя складка преддверия звуковых связок. Области выше и ниже голосовой щели называются соответственно надскладочной и подскладочной.

По бокам органа между голосовой складкой и преддверием гортани находятся глубокие кармашки - так называемые морганиевы желудочки гортани. Эти составляющие гортани идут вверх и вперёд к черпаловидным складкам. При инфицировании в первую очередь именно они теряют свою изначальную форму, что указывает на развитие болезни. Вестибулярные отделы гортани, которые при нарушении работы голосовых связок могут исполнять их функцию, иногда становятся центром воспалительных процессов и отёков.

С задней стороны гортани располагается глотка, по бокам проходят крупные кровеносные сосуды и нервные окончания. Пульсирование сонных артерий можно с лёгкостью прощупать на шее по обеим сторонам от горла.

Голосовые связки образует пара желтовато-белых, соединённых мышцами и натянутых в полости гортани параллельных складок. Одна сторона голосовых связок скреплена с углом щитовидного хряща, вторая - с черпаловидным хрящом. Немногим выше звуковой щели располагается преддверие гортани - верхний отдел полости этого органа. Оно окружено краями пластин щитовидного хряща, снизу закрывается складками, впереди сверху над преддверием находится уголок щитовидного хряща (комиссура - участок голосовых связок, где щитовидные пластинки образуют угол) и надгортанник. Между боковыми сторонами преддверия гортани находятся щелеобразные желудочки, растягивающиеся до черпалогортанных складочек.

Нижняя часть гортани, расположенная под голосовой щелью и внешне напоминающая конус, связана с трахеей. У ребёнка в раннем возрасте эластический конус гортани состоит из пластичной соединительной ткани. Это место склонно к повышенной отёчности и развитию воспалительных процессов.

Гортанные хрящи

Анатомия гортани довольно сложна. Этот орган представляет собой каркас из шести форм хрящей. Три парных и три непарных хряща поддерживают общую структуру. Рассмотрим каждый хрящ отдельно.

Парные хрящи:

  • Рожковидные - эластичные образования, имеющие форму конуса. Хрящ такого типа находится на верхней части двух черпаловидных элементов.
  • Черпаловидные - участки соединительной ткани, визуально напоминающие треугольники, расположенные на пластинах перстневидного хряща. Состоят из гиалинового хряща.
  • Клинописные - как и рожковидные, являются эластичными хрящами, находящимися рядом с вершиной черпаловидных пластин.

Непарные хрящи:

  • Перстневидный - состоит из двух частей разной формы. Первая часть представляет собой пластинчатую структуру, вторая часть образована из гиалинового хряща, формирующего гортанную границу нижней части, по форме похожа на тонкую дугу.
  • Надгортанный - эластичная ткань, создающая хрящ в форме жёлоба. Её задача - поднятие глотки в процессе приёма пищи, точнее, непосредственно в момент её глотания. Опускаясь, надгортанный хрящ полностью закрывает голосовую щель.
  • Щитовидный - хрящ, образованный двумя пластинами, находящимися под углом. Именно этот хрящ называют кадыком. При соединении пластин под углом 90 градусов - характерно для мужчин - он заметно выпирает на поверхности шеи. У женщин хрящи, составляющие кадык, сходятся под углом более 90 градусов, что делает его незаметным под кожным покровом. Специальная мембрана соединяет этот хрящ с подъязычной костью.

Мышцы гортани

Строение гортани человека предполагает наличие различных мышц. Эти мышцы подразделяются на два типа - наружные и внутренние мышцы гортани. За изменение длины голосовых связок, степень их напряжения и расположение в горле отвечают внутренние мышцы. При их трансформации происходит регуляция воспроизводимого звука. Внешние мышцы действуют как единое целое, выполняя движения глотки при приёме пищи, дыхании и образовании голоса. Выделяют следующие типы мышц полости гортани:

  • аддукторы (констрикторы) - три типа мышц, две парные и одна непарная, осуществляющие сжатие голосовой щели;
  • абдукторы (дилитаторы) - хрупкая мышечная конструкция, проблемы с которой могут привести к параличу связок гортани. Главной задачей этого типа мышц является расширение, раскрытие голосовой щели - функция, обратная предназначению гортанных аддукторов;
  • перстнещитовидная мышца - при её сокращении щитовидный хрящ движется вверх или вперёд, регулируя тем самым напряжение голосовых связок и поддерживая их в тонусе.

Функции

Анатомия и физиология гортани полностью зависят от функций гортани. Жизнедеятельность человека напрямую связана с тремя основными её задачами - дыхательной, защитной и голосообразующей. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Дыхательная функция: без воздуха человеческий организм не может существовать. Гортань, являясь частью дыхательной системы, регулирует поступление кислорода в горло. Эта деятельность осуществляется за счёт расширения и сжатия голосовой щели. Также в горле слишком холодный воздух согревается, чтобы уже в таком виде пройти в лёгкие.
  2. Защитная функция: осуществляется благодаря работе множества желёз, находящихся на эпителиальном слое. Один из способов защиты - это наличие так называемых ресничек - нервных окончаний. Если кусочки пищи случайно попадают не в пищевод, а в дыхательную систему, реснички немедленно реагируют и возникают приступы кашля, позволяющие вытолкнуть инородный предмет наружу. Эпителий направляет любой вредоносный элемент обратно во внешнюю среду. При попадании постороннего предмета на голосовую щель она полностью закрывает доступ внутрь гортани и выталкивает его наружу при помощи рефлекторных действий (откашливания). В гортани находятся миндалины - часть иммунной системы, которая борется с элементами патогенной среды и не позволяет им проникнуть внутрь организма. Пористые миндалины задерживают микробы и вирусы при помощи особых углублений - лакун.
  3. Голосообразующая функция гортани (фонаторная): воспроизводимый человеком звук регулируется именно здесь. Тембр голоса зависит от строения гортани человека, её индивидуальных особенностей. Длина голосовых связок определяет тон голоса - чем короче голосовые связки, тем выше тон. Потому высокие голоса характерны для женщин и детей, обладающих короткими связками. У мальчиков к определённому возрасту происходит метаморфоза гортанной структуры, и голос начинает ломаться. Фонаторная функция гортани - самая музыкальная: голосовые связки позволяют нам петь и красиво говорить при условии профессионального владения голосом. Интересно, что для пения может быть достаточно всего лишь пары октав, а при образовании речи обычно задействовано до семи октав.

Дыхательная функция непосредственно связана с защитной, поскольку мышцы и хрящи контролируют силу и объём вдоха, согревают воздух перед его поступлением в лёгкие.

Голосообразующая функция

Строение горла и гортани может меняться в зависимости от возраста. Малыши имеют короткую гортань, находящуюся на три позвонка выше, чем у взрослых. Вход в гортань у детей гораздо шире, у них ещё нет рожковидных хрящей и подъязычных соединений, которые появляются только к семилетию.

У мальчиков и девочек до десяти лет структура гортани практически не отличается. Далее формируются возрастные особенности гортани - в переходном возрасте (после двенадцати лет) голос у мальчиков начинает ломаться. Это происходит по причине усиленного производства мужских половых гормонов и развития половых желёз, что приводит к увеличению длины голосовых связок. Трансформация гортани характерна и для девочек, но изменение голоса у женщин проявляется медленно и незаметно, а у мужчин голос может значительно модифицироваться в течение одного года.

Мужская гортань примерно на треть больше женской, а голосовые связки толще и длиннее, поэтому у представителей сильного пола голос обычно грубее и ниже. Громкость речи зависит от ширины голосовой щели, регулируемой пятью мышцами, - чем больше щель, тем громче звук. При выдыхании воздуха голосовые связки приходят в движении, это сказывается на изменении силы голоса, его тембра, высоты. Помимо гортани в процессе образования речи участвуют лёгкие и мышцы груди - от их силы тоже зависит звучность голоса.

Фонаторная функция гортани является следствием слаженной работы всего человеческого организма. Гортань участвует в формировании звука, полость рта, губы и язык трансформируют его в речь. Множество органов связаны с гортанью, и от их общего состояния зависит здоровье человека.

Это говорит о том, что речь человека - тембр и тон голоса - являются отражением не только особенностей строения гортани, настроения индивида, и показателем деятельности других систем организма. Изменение голоса человека может говорить о его физическом состоянии, наличии проблем со здоровьем. Тембр голоса меняется, когда человек болен простудой, ангиной, страдает другими заболеваниями горла. Даже приём гормонов может привести к временной перемене голоса.

Благодаря тому, что мышца создаёт локальное напряжение голосовых связок, становится возможным воспроизведение дополнительных звуков - обертонов. Именно их совокупностью определяется тембр человеческой речи.

Иннервация и кровообращение

Кровоснабжение гортани, щитовидных гланд осуществляется при помощи сонной и подключичной артерий. К гортани прилегают также задняя гортанная и щитовидная артерии.

Иннервация гортани - это наличие нервных окончаний в анатомии горла. Возбуждение и передача нервных импульсов происходит благодаря блуждающему нерву, состоящему из парасимпатических, чувствительных двигательных волокон. Блуждающий нерв обеспечивает выполнение рефлекторной функции органа - перевод нейронов к корковым речевым и звуковым центрам. Нервные волокна формируют пару больших нервных узлов.

Первый узел состоит из волоконцев двух типов: наружного - иннервирует низовую мышцу, отвечающую за сокращения горла и перстнещитовидного хряща, и внутреннего - пронизывает слизистую гортани, находящуюся над звуковым просветом, слизистую надгортанника и начала языка.

Возвратный нерв содержит те же типы волокон, правый возвратный гортанный нерв отделяется от блуждающего нерва в том месте, где он пересекается с подключичной артерией. Слева возвратный нерв отщепляется от блуждающего на высоте дуговой аорты. Два нерва окружают сосуды и поднимаются вверх по разным сторонам гортани, перекрещиваются под щитовидкой и примыкают к подголосовой полости гортани.

Р азвитие голоса всегда требует верной диагностики его типа. Поставить верный диагноз - верно определить тип голоса вначале обучения одно из условий правильного его формирования. В формировании характера голоса играют роль не только конституционные факторы, но и приспособления, т. е. приобретенные навыки, привычки.

Когда начинающий певец, копируя какого-либо любимого артиста, поет несвойственным ему характером голоса, «басит», «тенорит», и т. п., то чаще всего это легко определить на слух и исправить. В этом случае естественный, природный характер голоса выявляется со всей очевидностью. Однако бывают случаи, когда голос звучит естественно, ненапряженно, в основном верно, и все же характер его остается промежуточным, невыявленным.

Определение типа голоса следует вести по ряду признаков. К числу их нужно отнести такие качества голоса, как тембр, диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность выдерживания тесситуры, а также конституциональные признаки, в частности анатомо-физиологические особенности голосового аппарата.

Тембр и диапазон обычно выявляются уже на приемных испытаниях, но ни тот, ни другой признак в отдельности еще не могут нам с уверенностью сказать, каким голосом обладает ученик. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Тембр голоса легко деформируется от подражания или неправильного пения и может обмануть даже придирчивый слух.

Встречаются и голоса с весьма широким диапазоном, захватывающим ноты нехарактерные для данного типа голоса. С другой стороны, встречаются и такие, которые имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов. Диапазон у таких певцов чаще всего бывает укорочен с одного края, т. е. либо недостает нескольких нот в верхнем его отрезке, либо в нижнем. Редко когда он бывает сужен с обоих концов.

Дополнительные данные, помогающие классифицировать голос, мы получаем из анализа переходных нот. Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте. Этим-то и пользуется педагог, чтобы вернее поставить диагноз типа голоса.

Типичные переходные ноты, также варьирующие у разных певцов:

Тенор - ми-фа-фа-диез - соль первой октавы.
Баритон - ре-ми-бемоль - ми первой октавы.
Бас - ля-си - си-бемоль малой до-до-диез первой октавы.
Сопрано - ми-фа-фа-диез первой октавы.
Меццо-сопрано до-ре-ре-диез первой октавы.

У женщин этот типичный регистровый переход находится в нижнем отрезке диапазона, а у мужчин - в верхнем.

Кроме этого признака в определении типа голоса могут помочь так называемые примарные звуки, или звуки, наиболее легко и естественно звучащие у данного певца. Как было установлено практикой, они чаще всего находятся в средней части голоса, т. е. у тенора в области до первой октавы, у баритона - в области ля малой, у баса - фа малой октавы. Соответственно и у женских голосов.

Правильное решение вопроса о типе голоса может подсказать также способность певца выдерживать тесситуру, свойственную данному типу голоса. Под тесситурой (от слова tissu - ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении.

Таким образом, понятие тесситуры отражает тот участок диапазона, где голос чаще всего должен держаться при пении данного произведения. Если голос, близкий по характеру к теноровому, упорно не держит теноровой тесситуры, то можно сомневаться в правильности выбранной им манеры голосообразования и говорит за то, что данный голос, вероятно, - баритон.

Среди признаков, помогающих определить тип голоса, имеются и анатомо-физиологические. Давно отмечено, что разным типам голосов соответствует различная длина голосовых связок.Следует помнить также, что голосовые связки могут быть по-разному организованы в работе и поэтому использованы для образования разных тембров. Об этом ясно говорят случаи смены типа голоса у профессиональных певцов. Одни и те же голосовые связки могут служить для пения разными типами голосов в зависимости от своего приспособления.Все же типовая их длина, а при опытном взгляде фониатра и примерное представление о толщине голосовых связок, могут ориентировать в отношении типа голоса.

Фониатры уже давно вывели взаимосвязь между длиной голосовых связок и типом голоса. Согласно этому критерию, чем короче связки, тем выше голос. Например, у сопрано длина голосовых связок 10-12 мм, у меццо-сопрано длина связок 12-14 мм, у контральто – 13-15 мм. Длина голосовых связок мужских певческих голосов составляет: у тенора 15-17 мм, у баритона 18-21 мм, у баса 23-25 мм.

В ряде случаев уже при выходе певца на эстраду можно безошибочно судить о типе его голоса. Поэтому и существуют, например, такие термины, как «теноровая» или «басовая» внешность. Однако связь между типом голоса и конституциональными особенностями организма нельзя считать разработанной областью знаний и опираться на нее при определении типа голоса.

Похожие публикации